Вторник, 01.07.2014, 13:42
Украина, Россия и ЕС в пятницу, 11 июля, начинают трехсторонние переговоры по имплементации подписанной украинской стороной экономической части соглашения об ассоциации с ЕС.
В связи с подписанием 27 июня этого документа Москва обещает повысить пошлины на товары из Украины, ссылаясь на необходимость защиты российских производителей из-за возможного наплыва продукции украинского производства и на риски беспошлинного проникновения товаров из ЕС через украинскую территорию.
Любые дополнительные торговые барьеры всегда ведут к потерям благосостояния всех сторон - к более высоким ценам и более низкому уровню конкуренции. Хотя во всем мире распространена практика, когда местные производители добиваются защиты собственных производств, но в случае с Украиной у российской стороны нет экономической необходимости защищать отечественных производителей, потому что торговые ограничения приведут к потерям и для России.
Из Украины поставляется в основном пищевая продукция, а также машины и оборудование. Повышение пошлин на продовольственные товары увеличит цены и ударит по бедным слоям населения России, потому что у них большая доля доходов идет на продукты питания. А повышение пошлин на украинскую технику ударит по российским производителям, которые их покупают.
Есть два соображения российской стороны, и оба представляются мне надуманными. Первое - когда товары из ЕС пойдут на Украину, то якобы украинские товары хлынут в Россию и будут представлять угрозу для отечественных производств. Но на самом деле производители очень заинтересованы в поставках недорогой украинской техники и комплектующих.
В связи с развитием кризиса на Украине вообще нелепо говорить об увеличении потока товаров, потому что он только падает, и в России скорее возникнет угроза недополучения украинской продукции. Например, с начала года из-за сокращения поставок строительная арматура, которая ранее в больших количествах завозилась из Украины, подорожала на 30 процентов, потому что российский производитель "Северсталь" воспользовался ситуацией и увеличил цену на свою продукцию. В результате в России могут повыситься цены на недвижимость.
Не выдерживает критики и второе соображение, что после вступления в силу соглашения об ассоциации Украины и ЕС поток европейских товаров под видом украинских будет поставляться в Россию без уплаты импортных пошлин. Но в рамках соглашения о зоне свободной торговли в СНГ, регулирующем торговые отношения России и Украины, прописаны правила происхождения товаров. Если это продукция из Европы, следующая через Украину, то на таможне всегда предоставляются соответствующие документы, и товары облагаются пошлиной.
Например, рыба из ЕС на Украину завозится беспошлинно, но при ввозе в Россию она облагается импортной пошлиной. И просто так переклеить этикетку и сделать товар украинским не получится. Можно ведь и героин везти под видом детского питания, но это уже вопрос не торговой политики, а контрабанды, которой должны противодействовать таможня и спецслужбы.
Но напомню, что российская сторона начала говорить об ограничениях для украинских товаров задолго до подписания Украиной соглашения об ассоциации. То есть, повышенные пошлины Россия хочет использовать как инструмент давления, когда "нельзя, но очень хочется, то можно", и формально все же может применить в отношении украинских товаров приложение 6 к соглашению о зоне свободной торговли в рамках СНГ, которое позволяет изменить регламент налогообложения на товары из Украины. Но, повторяю, это противоречит смыслу Таможенного союза.
Не было никаких обсуждений и подсчетов, просто как мантра повторяется, что европейские товары под видом украинских своей дешевизной задушат отечественную промышленность. Это высосанная из пальца проблема, в которой эксперты-экономисты играют минимальную роль. Но видимо те, кто принимает решения, исходят из соображений не только экономических.
Беларусь и Казахстан наложили вето на это предложение из экономических соображений. Если Россия будет применять пошлины, отличные от других стран ТС, то это нарушит принципы ТС и Евразийского экономического союза Беларуси, Казахстана и России, который заработает с 1 января 2015 года, и в котором должна проводиться единая торговая политика.
Александр Кнобель – зав.лабораторией международной торговли