Прежде всего, утверждение С. Иванова о том, что гособоронзаказ на 2009 г. не сокращен, не соответствует действительности, т.к. в подписанной Президентом РФ Д. Медведевым 29 апреля версии федерального бюджета на 2009 г. (Федеральный закон № 76-ФЗ) гособоронзаказ только в той части, которая касается Минобороны, сократился на 36,5 млрд руб., из которых примерно 11,3 млрд пришлось на долю НИОКР. Общее сокращение гособоронзаказа по всем силовым ведомствам и в целях военно-технического сотрудничества, т.е. производства вооружения и военной техники (ВВТ) на экспорт, оценивается примерно в 99 млрд руб.
Следует также обязательно учитывать, что указанный вице-премьером объем гособоронзаказа в 1 трлн 300 млрд руб. включает в себя как заказы российского государственного посредника «Рособоронэкспорт» на вооружения для чужих армий, так и закупки горюче-смазочных материалов, продовольствия, обмундирования и прочего расходного имущества для российских силовых ведомств. И, по крайней мере, в той части госзаказа, что касается нужд собственных военнослужащих, произошли существенные сокращения (
см. обзор ИЭПП «
Экономико-политическая ситуация в России в АПРЕЛЕ 2009»). Хотя если называть их «экономией», а не «секвестром», то общая картина выглядит гораздо оптимистичней.
Разрыв же в 260 млрд руб. между названными С. Ивановым общим объемом закупок ВВТ (592 млрд руб.) и объемом закупок ВВТ для Минобороны (332 млрд руб.) примерно соответствует среднегодовому объему экспорта российских вооружений последних лет. А ведь если экспорт вооружений и оказывает какое-либо влияние на безопасность России, то самое отдаленное, да и то не всегда положительное.
И, наконец, своим утверждением, что в ракетном комплексе «Булава» – все новое, поэтому, мол, издержки неизбежны, вице-премьер вольно или невольно предает забвению тот факт, что основным конкурентным преимуществом этого ракетного комплекса перед изделиями других отечественных разработчиков всегда называлась его высокая степень унификации с отработанными ракетами наземного комплекса «Тополь-М» Московского института теплотехники. И не кем-нибудь называлась, а самим С. Ивановым.
С бодрым же заявлением С. Иванова о стабилизации ситуации в оборонной промышленности следует, безусловно, согласиться, если понимать эту ситуацию как стабильно неудовлетворительную. Но ведь такое достижение никому не может быть поставлено в заслугу.
Если на протяжении многих лет подряд на начало лета заключается не более двух третей контрактов по гособоронзаказу, а аванс на его выполнение выплачивается менее чем наполовину, то, возможно, в России нужно не только совершенствовать механизм госгарантий для банков, как предусматривается очередными изменениями закона о федеральном бюджете на 2009 г, поступившими на днях в Госдуму, но и внимательно присмотреться к ключевым фигурам в этой сфере государственного управления.
Какие еще примеры неэффективности требуются, чтобы перейти наконец-то к персональным решениям?
Ведь кризис не может нарушить планы только в том случае, если эти планы туманные, засекреченные, не очень нужные стране, и должного спроса за их выполнение нет.
В.Б. Зацепин – к.в.н., с.н.с. лаборатории военной экономики