Четверг, 09.04.2015, 09:39
Следствием серьезного изменения макроэкономической ситуации, произошедшего в минувшем году, особенно в его конце (массированный отток капитала, введение разнообразных взаимных санкций, падение мировых цен на энергоносители, снижение обменного курса рубля, вероятность наступления рецессии в российской экономике), стала необходимость корректировки действующего федерального бюджета на очередной 3-летний период (2015–2017 гг.).
Предлагаемые изменения в действующий закон о федеральном бюджете на 2015–2017 гг. от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ не предполагают уточнений, конкретизирующих поступления от приватизации и управления государственным имуществом, в текстуальной части документа. Соответствующий правительственный законопроект, как и действующая версия закона о бюджете, не содержит информации об этих видах доходов ни в основной части, ни в приложениях.
Лишь в пояснительной записке к документу средства, поступающие от приватизации федеральной собственности, указываются в качестве самостоятельного источника финансирования дефицита федерального бюджета. На 2015 г. предусматривается радикальное сокращение поступлений средств от приватизации федерального имущества с 158,5 млрд руб. до 15,0 млрд руб. или на 143,5 млрд руб. При этом стоит отметить, что в тексте самого федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ данные по величине средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, отсутствуют, как и их выделение среди источников финансирования бюджетного дефицита. Разумеется, сокращение на порядок поступлений от приватизации федерального имущества делает их роль для финансирования дефицита федерального бюджета сугубо вспомогательной на фоне предполагаемого использования средств Резервного фонда.
В качестве обоснования указанной величины доходов федерального бюджета от продажи акций и иных форм участия в капитале в размере 15 млрд руб. упоминаются ожидаемый объем поступлений средств от продажи находящихся в федеральной собственности отдельных пакетов крупных инвестиционно привлекательных компаний и объем поступлений в федеральный бюджет средств от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, установленный Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества и основными направлениями приватизации федерального имущества на 2014–2016 гг.
Между тем в действующей приватизационной программе зафиксирована ежегодная величина поступлений в федеральный бюджет средств от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний в размере всего 3,0 млрд руб., а прогноз основных поступлений от приватизации за счет продажи акций крупнейших компаний, имеющих высокую инвестиционную привлекательность, в случае принятия Правительством РФ отдельных решений, отсутствует как таковой.
Успешность реализации прогнозного плана приватизации находится в тесной зависимости от того, как будет складываться макроэкономическая ситуация и конъюнктура фондового рынка. В принципе итоги 2014 г., когда в результате осуществления Росимуществом комплекса мероприятий по более тщательной предпродажной и маркетинговой подготовке приватизируемых активов в условиях ухудшения экономической ситуации и падения инвестиционной активности удалось обеспечить дополнительные поступления доходов от приватизации, позволяют рассчитывать на достижение заявленных ориентиров, имея в виду конкретную величину приватизационных доходов федерального бюджета.
Сумма средств от продажи пакетов акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ составила 8,05 млрд руб. (с учетом денежных средств, поступление которых ожидается в I кв. 2015 г.). Это позволяет констатировать превышение плановой величины в 2,7 раза (без учета крупнейших продаж), если использовать для оценки сделанный в приватизационной программе прогноз поступлений (3 млрд руб. ежегодно в течение 2014–2016 гг.).
Согласно ежемесячному Отчету об исполнении федерального бюджета на 1 января 2015 г. (по источникам внутреннего финансирования дефицита), представленному на сайте Федерального казначейства, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, составили 29,7 млрд руб., что обеспечило в 2014 г. перевыполнение бюджетных назначений более чем на 14%. По данным об исполнении федерального бюджета за январь–февраль 2015 г. поступления в федеральный бюджет от продажи акций и земельных участков составили 256,1 млн руб.
Доходы федерального бюджета от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в 2015 г. оцениваются в сумме 585,7 млрд руб., что на 20,7 млрд руб., или на 3,7% больше суммы, учтенной при принятии Закона № 384-ФЗ.
Такой результат должен быть обеспечен дополнительными доходами от использования финансовых активов государства, а именно увеличением доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (на 71,8 млрд руб.) и доходов в виде процентов по государственным кредитам (на 19,7 млрд руб.). При этом прирост по второму источнику полностью оказывается перекрыт падением доходов от перечисления части прибыли Банка России (на 20 млрд руб.).
Намного весомее оказывается уменьшение величины дивидендов по принадлежащим государству акциям более чем на 53 млрд руб. В основе такого результата непоступление дивидендов от ОАО «Роснефтегаз», полученных от продажи акций ОАО «НК Роснефть» (100,0 млрд руб.), а также сокращение дивидендов по акциям ОАО «Газпром» (на 11,5 млрд. руб.). Более половины потерь бюджета из этих источников должны быть компенсированы приростом дивидендов по другим госпакетам акциям на 58,4 млрд руб. Однако в этой части прогноз бюджетных поступлений представляется не вполне обоснованным, поскольку в материалах к вносившемуся в парламент прошлой осенью законопроекту о федеральном бюджете на 2015–2017 гг. прямо указывалось на снижение общего объема дивидендных поступлений в федеральный бюджет в 2015 г. по сравнению с 2014 г. (без учета доходов от продажи акций «Роснефти»).
В ряду многих позиций федерального бюджета, которые предполагается скорректировать, находится и госпрограмма (ГП) «Управление федеральным имуществом», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 327. Общий объем бюджетных ассигнований на ее реализацию в текущем году должен сократиться на 6,7% (или примерно на 1,9 млрд руб.).
Однако уменьшение объемов финансового обеспечения будет неравномерным по подпрограммам, составляющим вышеуказанную ГП: если ассигнования на подпрограмму «Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации», сокращаются на 10,4%, то ассигнования на подпрограмму «Управление государственным материальным резервом» – только на 5,8%. Кроме того, определенное влияние на ход реализации первой из указанных подпрограмм может оказать сокращение расходов на оплату услуг инвестиционных и финансовых консультантов для организации предпродажной подготовки и продажи акций акционерных обществ в рамках другой госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (подпрограмма «Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса»).
Георгий Мальгинов – к.э.н., зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления