7 ноября президент РФ Д. Медведев подписал федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»1.
Во время подготовки закона и его прохождения через Государственную Думу публикации в СМИ (в том числе и сотрудников ИЭП
2) подробно освещали проблемы существовавшей системы денежного довольствия (ДД) и пути ее улучшения. Новый закон сохранил ряд недостатков предыдущей системы ДД, а также привел к появлению новых.
Два вопроса связаны с существованием воинского призыва. Первое: как и раньше, у военнослужащих, служащих по призыву (в отличие от военнослужащих, служащих по контракту), отсутствует выплата за воинское звание (ст. 2, п. 3). Зачем тогда «срочникам» присваивается воинское звание? Второе: выплаты на военнослужащих, получивших военную травму и служащих по призыву, в два раза меньше, чем у тех, кто служит по контракту (ст. 3, п. 12). И те, и другие – люди, и нет ответа на вопрос, почему здоровье контрактника дороже здоровья «срочника».
Некоторые положительные изменения, вводимые новым федеральным законом, рождают новые проблемы. В частности, можно согласиться с уменьшением числа надбавок и их приведением к проценту от оклада по должности, но только в том случае, когда это возможно. Существует ряд работ, которые невозможно оценить подобным образом (водолазные работы, прыжки с парашютом и т.п.). Непонятно, как они будут оцениваться с 1 января 2012 г.
Важным недостатком нового закона является большое количество отсылочных норм, т.е. закон определяет, что выплата должна быть, но размер этой выплаты и порядок ее осуществления определяется, в большинстве случаев, Правительством РФ. Проиллюстрировать это можно следующим образом. Одним из основных достижений вновь принятого закона провозглашено увеличение размера ДД в среднем в 2,5–3 раза, а размера пенсий лицам, проходившим военную службу, – в 1,5–1,7 раза
3. Однако исходя из текста закона нельзя сделать вывод о таком увеличении, поскольку закон не содержит не только конкретных цифр о размерах ДД военнослужащих, но и не устанавливает никакой привязки размеров ДД к чему бы то ни было (например, к МРОТ или средней заработной плате по стране), что служило бы гарантией размеров ДД, а оставляет все на усмотрение Правительства РФ.
Следовательно, о том, насколько хорош предлагаемый новый федеральный закон о ДД, можно будет судить только тогда, когда появятся законодательные акты, разъясняющие все эти отсылки.
Е.В. Трофимова – к.и.н., старший научный сотрудник лаборатории военной экономики
1 Федеральный закон РФ от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ.
http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d3adf914448102837b.pdf 2 Цымбал В.И., Приветкин А.А. Провал стратегии социального развития на финансовом фронте // Независимое военное обозрение. 3 июня 2011 г.
http://nvo.ng.ru/concepts/2011-06-03/1_proval.html 3 http://www.kremlin.ru/acts/13394