Минфин России 7 декабря опубликовал на своем сайте Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», а 11 декабря там же появился Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон „О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов“».
Как и
прежде, оба закона опубликованы в виде нераспознанных файлов PDF, что существенно затрудняет их анализ. Впервые за несколько лет объем открытой части бюджета на следующий год и плановый период сократился по сравнению с предшественником на 38 страниц (до 4251 с приложениями). К сожалению, произошло это скорее всего за счет увеличения объема секретных и совершенно секретных приложений, ведь за два месяца, которые законопроект провел в Федеральном Собрании, закрытые расходы федерального бюджета для 2013 г. возросли на 6,6% – с 1 трлн 775 млрд до 1 трлн 893 млрд руб., или с 13,3% до 14,1% общих расходов бюджета. При этом прирост секретных и совершенно секретных ассигнований федерального бюджета в 2013 г. должен будет составить 373 млрд руб. (24,6%).
Интересно, что в бюджете текущего года наблюдалась обратная тенденция: в последней версии Федерального закона № 247-ФЗ по сравнению с первой (№ 371-ФЗ) секретные и совершенно секретные расходы сокращены на 1,8%, или 28 млрд руб., а их доля в общих расходах федерального бюджета понизилась с 12,2% до 11,7%.
Судя по заключению Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности № 3.3-04/1846 от 27 ноября 2012 г., расходы текущего федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» остались на уровне, установленном федеральным законом № 48-ФЗ от 5 июня 2012 г. – 1 трлн 864 млрд 822,1 млн руб. (3,05% ВВП), при этом увеличение открытой части расходов Минобороны России на 53 млрд 220 млн руб. по федеральному закону № 247-ФЗ произошло за счет сокращения ряда других расходов, в том числе и закрытых, связанных у нас в основном с государственным оборонным заказом. При этом возникает ряд вопросов, например, насколько эффективно смогут быть использованы за оставшиеся до конца года дни выделенные дополнительно на строительство служебного жилья для военнослужащих 67 млрд 319 млн руб.? Еще более удивительным выглядит продолжение роста в конце года резервных средств Минфина России в открытых расходах раздела «Национальная оборона» на 15 млрд 710 млн руб., причем за год эти резервы увеличились в 5 раз – с 6 млрд 600 млн до 32 млрд 536 млн руб.
Расходы федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в 2013 г. в соответствии с заключением Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности № 3.3-04/1847 от 27 ноября 2012 г. возрастут на 14,8% – до 2 трлн 141 млрд 205,5 млн руб. (3,22% ВВП). Полностью размеры расходов Минобороны России за счет федерального бюджета не публикуются, но могут быть оценены ориентировочно в виде суммы публикуемой части (1,363 трлн руб.) и закрытой части расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» (1,134 трлн млрд руб.), что составит около 2,5 трлн руб., т.е. сумму, равную расходам на образование консолидированного бюджета. Более точные оценки с вычетом расходов на ядерно-оружейный комплекс, мобилизационную подготовку экономики и подобных им, осуществляемых другими ведомствами, и с добавлением закрытых расходов Минобороны из разделов «Общегосударственные вопросы», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование», «Культура, кинематография», «Здравоохранение», «Социальная политика», «Физическая культура и спорт» и «Средства массовой информации» вряд ли имеют смысл.
В этом свете еще более неадекватным выглядит прозвучавшее 7 декабря в
интервью премьер-министра Дмитрия Медведева сопоставление расходов Минобороны с расходами консолидированного бюджета на образование и здравоохранение, уже подвергнутое заслуженной
критике. Вполне возможно, что кто-то из референтов или помощников премьер-министра, готовящих для него информационно-справочные материалы, не только перепутал ведомственное деление расходов бюджета с функциональным, но и не имел допуска к секретной и совершенно секретной части бюджетных расходов Минобороны России или просто не получил разрешения на публикацию точных данных, что с точки зрения конечного результата абсолютно равнозначно.
К сожалению, ошибки в понимании, воспроизведении и использовании бюджетной информации, вызванные ее
неоправданным засекречиванием, начиная с осени 2007 г. стали очень распространены среди российских политиков, экономистов и журналистов, соответственно проникли на страницы СМИ (только за прошлую осень более десятка ошибок в публикациях), а оттуда даже в некоторые учебники и сценарии экономического развития. А вот теперь, как мы это увидели 7 декабря, они вышли уже и на высший уровень государственного управления в стране. И по вредоносному эффекту от подобных ошибок пресловутая ошибка в расчетах по пенсионной реформе начала 2000-х может оказаться всего лишь цветочком.
В.Б. Зацепин – к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики