Среда, 10.12.2014, 14:04
3 декабря на Официальном интернет-портале правовой информации и сайте Минфина России опубликован федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», а спустя два дня, 5 декабря, на сайте Минфина России появился «Бюджет для граждан» к указанному закону.
Из опубликованных текста закона и приложений к нему следует, что в итоге двухмесячной доработки правительственного варианта бюджета основные его показатели в части общих доходов, расходов и размера дефицита остались неизменными. Изменения не коснулись также и макроэкономических параметров, положенных в его основу.
Заметные и весьма существенные изменения произошли в открытой части ведомственной структуры бюджета. Так, бюджет 2015 г. Минобрнауки России вырос за два месяца на 13,8 млрд руб., Минсельхоза – на 20,2 млрд руб., Росавтодора – на 14,6 млрд руб., Минтруда – на 5,2 млрд руб., Минобороны – на 80,0 млрд руб., ФМС – на 2,8 млрд руб., Управления делами президента – на 2,2 млрд руб. и Министерства по делам Северного Кавказа – на 5,0 млрд руб. При этом Минобрнауки, Росавтодор, Минобороны и Управление делами президента и год назад фигурировали в подобном перечне. Единственное существенное сокращение в 73,2 млрд руб. пришлось на долю Минфина. Кроме того, в составе ведомственной структуры расходов бюджета появились ранее не предусмотренные ассигнования прекращающим свое существование Рособоронзаказу и Рособоронпоставке.
Наиболее значительные изменения в программном разрезе открытых расходов федерального бюджета на 2015 г. коснулись 2-й госпрограммы «Развитие образования», куда добавлены 17,2 млрд руб., 4-й «Доступная среда» – 5,2 млрд руб., 5-й «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» – 2,0 млрд руб., 7-й «Содействие занятости населения» – 2,9 млрд руб., 11-й «Развитие культуры и туризма» – 2,4 млрд руб. и 36-й «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» – 11,7 млрд руб. Как и год назад, сокращению подверглась (в этот раз на треть, или 21, 5 млрд руб.) 34-я госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». А 33-я госпрограмма «Региональная политика и федеральные отношения» с первоначально намеченными на 2015 г. 15,0 млрд руб. из подписанного президентом 1 декабря окончательного варианта бюджета исчезла полностью.
В отличие от шести предшествующих лет, благодаря публикации Минфином «Бюджета для граждан» появилась возможность оценить и изменения на уровне разделов (функциональной) классификации расходов федерального бюджета. Так, в процессе прохождения законопроекта о бюджете через Федеральное собрание РФ были сокращены расходы по разделам «Общегосударственные вопросы» на 0,9 млрд руб., «Национальная оборона» – 12,8 млрд руб., «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – 1,7 млрд руб., «Национальная экономика» – 25,8 млрд руб., «Здравоохранение» – 0,2 млрд руб. и «Физическая культура и спорт» – 1,5 млрд руб. Увеличены расходы по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 14,7 млрд руб., «Образование» – 14,1 млрд руб., «Культура, кинематография» – 0,6 млрд руб., «Социальная политика» – 8,2 млрд руб., «Средства массовой информации» – 1,9 млрд руб. и «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» – на 3,4 млрд руб.
В процессе прохождения через Федеральное собрание открытость бюджета в 2015 г. и 2016 г. улучшилась за счет сокращения закрытой части расходов на 80,8 млрд и 5,2 млрд руб., соответственно. Закрытые расходы в плане на 2017 г. возросли на 3,2 млрд руб. В результате в 2015–2017 гг. доля закрытых расходов бюджета составит 20,5%, 21,8% и 24,7%, соответственно.
Всего по разделу «Национальная оборона» на 2015 г. законом о бюджете ассигновано 3 трлн 274,0 млрд руб. (4,2% ВВП), что составит 132,5% от ассигнований текущего года в соответствии с законом от 28 июня 2014 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"». В перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному собранию от 5 декабря 2014 г. расходы на национальную оборону и национальную безопасность исключены из числа подлежащих обязательному сокращению правительством в 2015–2017 гг. При этом федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 397-ФЗ приостановлено на год ежегодное повышение пенсий военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Василий Зацепин — к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики