Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что в этом гигантском файле невозможно быстро найти интересующую информацию с помощью функции поиска (Ctrl-F) и копировать числовые данные из файла (Ctrl-C). Такой подход к публикации важнейшего финансового документа страны стал уже традицией для Минфина – зачем чиновникам предоставлять бюджетные данные в удобных для пользователей форматах (распознанный PDF и таблицы Excel), если особого указа президента об этом нет, в многочисленных российских законах подобное требование не прописано, а принцип прозрачности в Бюджетном кодексе исчез сразу же после подписания последнего.
Хотя сам закон вырос в объеме весьма незначительно по сравнению с
прошлым годом – со 135 страниц до 141, общий его объем с приложениями (несекретными) достиг 4289 страниц, что на 1398 страниц больше, чем в прошлом году (48% прироста объема). А за два года (
с 2009 г.) листаж открытой части бюджета вырос ровно в 2,5 раза. Но следует ли этому радоваться?
Вряд ли способствовали улучшению качества нашего федерального бюджета и новации, наблюдавшиеся в бюджетном процессе этого года и связанные с его упрощением или, скорее, примитивизацией.
Прежде всего, из бюджетного процесса выпала фаза публичной антикоррупционной экспертизы в сентябре месяце, введенная было в прошлом году. В этот раз Минфин ограничился распространением предварительной версии проекта федерального бюджета в доверенных СМИ на условии его неразглашения, и антикоррупционный эффект подобной меры весьма сомнителен.
Затем, большинство поправок при прохождении закона о бюджете через Государственную Думу были сделаны…
самим правительством, а Совет Федерации бюджету удалось преодолеть без обязательных заключений ряда ведущих комитетов. Так, впервые за много лет не смог подготовить свое заключение Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, а
заключение Комитета Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ появилось на свет (судя по датам создания, печати и появления в базе данных АСОЗД) четверо суток спустя после принятия
постановления № 449-СФ Советом Федерации 25 ноября, в котором закон о федеральном бюджете на 2012 г. был одобрен. Связано это или нет со сменой руководства Совета Федерации и переформированием структуры его комитетов, судить трудно, но упомянутые комитеты
остались практически в прежнем персональном составе.
И, наконец, определенное недоумение вызывает задержка сообщения о факте подписания этого федерального закона на сутки – пресс-служба президента
опубликовала эту информацию лишь в 16.00 1 декабря.
Что касается собственно финансовых показателей федерального бюджета (а не физических, о которых в основном-то и шла выше речь). К сожалению, кроме сумм общих доходов и расходов (для 2012 г. это 11 799,9 млрд и 12 656,4 млрд руб., соответственно) назвать что-либо уверенно невозможно в принципе – в отличие от сентябрьского проекта с его пояснительной запиской федеральный бюджет по закону № 371-ФЗ является совершенно непрозрачным документом, поскольку показывается только его открытая часть. Можно лишь отметить, что при прохождении бюджета через Федеральное Собрание секретная часть его расходов возросла на 11 млрд руб., а открытая – соответственно сократилась. И, скорее всего, эта сумма была перераспределена в пользу гособоронзаказа.
Сам факт наличия секретных расходов в большинстве разделов классификации бюджетных расходов федерального бюджета полностью исключает его корректный анализ в целом, что, к сожалению, не всегда понимается
экономистами.
В.Б. Зацепин – к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики