Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в другие законодательные акты.
Изменения, в частности, затронули некоторые положения законодательства, регламентирующие порядок определения налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций.
Так, амортизационная премия для основных средств, относящихся, согласно классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ, к третьей – седьмой амортизационным группам, в том числе в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации, с 1 января 2009 г. повышена с 10 до 30%. При этом установлено правило, по которому в случае реализации ранее чем по истечении 5 лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия, соответствующие суммы расходов подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Это правило направлено на сокращение возможностей для злоупотреблений, связанных с перепродажей основных средств, в том числе между взаимозависимыми организациями, с целью многократного применения амортизационной премии при каждой перепродаже и соответственно новой постановке на учет объекта основных средств.
Следует отметить, что применение амортизационной премии означает, что при увеличении начисленной амортизации в первый год эксплуатации основного средства суммы начисленной по нему амортизации в последующие периоды сократятся, что означает выигрыш предприятия только с точки зрения приведенной стоимости соответствующих начислений. Вместе с тем увеличение амортизационной премии может сыграть положительную роль в условиях высокой и/или растущей инфляции.
Кроме того, с 1 января 2009 г. ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 до 20% за счет налога, поступающего в федеральный бюджет (сумма налога, зачисляемая в федеральный бюджет, теперь исчисляется по ставке 2,5%, а не 6,5%). В целом снижение ставки налога на прибыль организаций находится в рамках общемировых тенденций реформирования налогообложения. Так, средняя ставка налога на доходы корпораций 17 стран ОЭСР
1 в 1982 г. составляла 50,9%, в 1990 г. – 41,8%, в 1997 г. – 38,3%, а в 2006 г. – уже 30,8% (
Fundamental Reform of Corporate Income Tax. OECD, 2007). Как правило, снижение налоговых ставок рассматривается как фактор повышения привлекательности экономики для инвестиций в условиях межстрановой налоговой конкуренции. Однако оценить действенность данного шага в условиях снижающейся деловой активности и прибыли организаций в полной мере не представляется возможным.
Также Федеральным законом № 224-ФЗ установлен специальный порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, подлежащих уплате за IV квартал 2008 г. Налогоплательщикам предоставлена возможность уплачивать ежемесячные авансовые платежи за этот период по фактической прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа. При этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Если организация примет решение воспользоваться указанной нормой, соответствующее изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должно быть отражено в учетной политике для целей налогообложения.
В настоящее время ежемесячные авансовые платежи рассчитываются, исходя из результатов предыдущих периодов (ст. 286 НК РФ). Принято считать, что уплата авансовых платежей по фактической прибыли упрощает исчисление налоговых обязательств и сокращает затраты на администрирование и исполнение налогового законодательства. При сокращении налогооблагаемой базы в условиях снижения деловой активности в экономике это становится более наглядным: уплачивая авансовые платежи по фактической прибыли, налогоплательщики не кредитуют бюджет, чтобы в следующих периодах получить зачет в счет переплаты.
Т.А. Малинина – старший научный сотрудник Научного направления «Макроэкономика и финансы»
1 Япония, США, Германия, Италия, Испания, Франция, Бельгия, Австралия, Великобритания, Нидерланды, Греция, Норвегия, Швеция, Португалия, Финляндия, Австрия и Ирландия.