В течение последних нескольких месяцев в законодательство был внесен целый ряд изменений, направленных на реформирование системы правоохранительных органов.
В том числе, были приняты:
- Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;
- Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 4-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О полиции"», а также иные акты.
В результате изменилось не только наименование правоохранительных органов, но также был детализирован перечень их прав и обязанностей, урегулирован порядок осуществления ими отдельных процедур государственного принуждения, а также порядок прохождения государственной службы в правоохранительных органах.
В числе основных направлений деятельности полиции новый закон указывает такие, как:
1) защита личности, общества, государства от преступных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление, раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) охрана общественного порядка;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов на договорной основе;
11) государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
Таким образом, правоохранительные органы сохранили ряд полномочий, не связанных напрямую с расследованием и предупреждением преступлений, такие как осуществление платных услуг по охране имущества, контроль за лицами, осуществляющими детективную и охранную деятельность и т.д. Одновременно с этим новый закон исключил ряд «непрофильных» для правоохранительных органов функций, ранее выполнявшихся милицией, в числе которых можно указать розыск собственника безнадзорных животных, розыск должника и его имущества, обеспечение прибытия граждан в военкоматы при призыве на военную службу и т.д.
В финансовой сфере особый интерес представляют изменения, затрагивающие полномочия правоохранительных органов по осуществлению контроля за деятельностью юридических лиц, а также полномочия по осуществлению расследований налоговых преступлений.
Новые формулировки, содержащиеся в тексте Федеральных законов «О полиции» и «О следственном комитете Российской Федерации», заставляют усомниться в эффективности защиты прав проверяемых организаций после 2011 г.
В частности, не способствуют защите интересов бизнеса положения подп. 4 п. 1 ст. 13 Закона «О полиции» (в этой статье перечислены права полиции), которые предоставляют ей неограниченное право по истребованию у организаций любых документов «в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях». То есть для того, чтобы истребование документов стало законным, правоохранительным органам достаточно сослаться, к примеру, на тот факт, что в отношении налогоплательщика поступил донос, требующий проверки. При этом порядок истребования документов, в отличие от порядка осуществления других принудительных действий, таких как задержание, вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, оцепление (блокирование) участков местности и т.д., в Законе «О полиции» не прописан. Таким образом, это полномочие создает все условия для злоупотреблений, на что, в частности, указывали многие участники общественного обсуждения закона на этапе его доработки (см.
официальный сайт законопроекта).
Широкими полномочиями по проверке налогоплательщиков и по истребованию имеющихся у них документов наделен и следственный комитет (п. 1 ст. 7 Закона «О следственном комитете Российской Федерации»).
Все это в совокупности существенно понижает ценность внесенных в 2009 г. поправок, направленных на ограничение внепроцессуальных прав правоохранительных органов. Если в 2009 г. правоохранительные органы утратили права по самостоятельному документальному контролю деятельности организаций, то в 2011 г. следственный комитет фактически вернул все процессуальные возможности для расследования налоговых преступлений, ранее утраченные милицией. Тем самым правоохранительная система вернула себе и дополнительные инструменты для давления на бизнес.
В итоге можно сделать вывод о наличии некоторой неопределенности в вопросе о том, в каком порядке и как именно налоговые и правоохранительные органы, а также следственный комитет будут взаимодействовать при реализации своих прав по противодействию налоговой преступности.
А.В. Киреева – к.ю.н., зав. лабораторией экспертизы и разработки нормативно-правовых актов