Итоги заседания Межгоссовета ЕврАзЭС

Среда, 26.05.2010, 11:50

21 мая 2010 г. состоялась встреча глав правительств Российской Федерации, Республики Беларусь и Казахстана. На очередном заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств рассматривались вопросы о введении в действие ряда международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза. 

 

Среди этих документов, в частности, Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г.; Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г.; Протокол о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли от 11 декабря 2009 г.; Протокол о статусе Центра таможенной статистики Комиссии таможенного союза от 11 декабря 2009 г.; Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г. и протоколов к нему; Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г. и др.


Однако Россия, Белоруссия и Казахстан не смогли согласовать свои позиции по отдельным параметрам экономического взаимодействия в рамках Таможенного союза (ТС). В результате этого Таможенный союз не сможет заработать в полную силу с 1 июля 2010 г., как это было запланировано ранее. Этот этап был обозначен слишком поспешно, для регламентации большого количества законодательных документов и согласования большого количества товарных позиций были обозначены слишком жесткие сроки.

Наиболее чувствительными вопросами, которые не удалось согласовать, являются соглашения по применению экспортных пошлин на нефть при ее поставках из РФ в Белоруссию, по пошлинам на ввоз автомобилей физическими лицами, по пошлинам на ввоз самолетов и по норме ввоза товаров физическими лицами. Если до 1 июля эти документы не будут готовы, ТК ТС вступит в силу, но регулируемые ими вопросы останутся на уровне национальных законодательств стран – участниц ТС.

Россия, в которой действуют 25%-ные импортные пошлины на новые и запретительные – на подержанные автомобили, настаивает на поддержании высоких пошлин на ввоз иномарок, тогда как Белоруссия, у которой они в несколько раз ниже, говорит, что это ударит по гражданам Белоруссии. Льготный режим ввоза автомобилей в Белоруссию при отсутствии таможенных границ с РФ создаст угрозу российскому автомобильному рынку. Потенциал «серого» импорта из Белоруссии оценивается в 200000 шт. в год. 

Похожая ситуация складывается и с авиационной техникой. Минск и Астана предлагают обнулить пошлины на ввоз этой продукции, тогда как российские власти, недавно введя заградительные барьеры, приступили к реструктуризации авиапредприятий с целью повышения их конкурентоспособности. 

Белоруссия, в свою очередь, требует отмены введенных Россией в действие в начале года экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. В конце января 2010 г. после долгого спора Москва и Минск подписали соглашение о поставках нефти в Белоруссию, отсутствие которого угрожало транзиту нефти из России в Европу. В соответствии с соглашением Россия обязалась поставлять без взимания пошлин 6,3 млн т нефти, а еще 15 млн т, из которой белорусские НПЗ производят нефтепродукты для экспорта, – со 100%-ной экспортной пошлиной, тогда как раньше Белоруссия платила треть от ее размера. Одновременно Россия стала взимать экспортные пошлины на нефтепродукты в торговле с Белоруссией.

Белоруссия утверждает, что в условиях создаваемого ТС все поставки должны осуществляться беспошлинно, тогда как Россия хочет вынести вопрос о пошлинах на нефть и нефтепродукты за рамки нового образования.

С Астаной Москва спорит из-за действующей в Казахстане нормы, согласно которой физические лица могут завозить на свою территорию до 2 т иностранного товара с пониженной таможенной ставкой (0,6 евро) без ограничения числа таких завозов. Казахстан настаивает на сохранении правила, РФ же считает, что это нанесет ущерб российской легкой промышленности из-за наплыва китайских товаров.

В предстоящие две недели премьеры должны постараться найти компромисс. История всех интеграционных объединений очень сложна, и никому еще не удавалось быстро решить все вопросы. Напомним, что формирование таможенного союза стран Европейского сообщества проходило в течение длительного времени и на первых порах затрагивало лишь некоторые секторы экономики.

Истоки таможенного союза ЕС относятся к началу 1950-х годов. Отдельные его элементы содержатся в Договоре о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС, 1951 г.). Таможенные пошлины во взаимной торговле шести стран-учредителей (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ) были отменены с февраля 1953 г. для угля, железной руды и железного лома, а с мая того же года – и для стали. Тогда же были унифицированы ставки таможенных пошлин на товары номенклатуры ЕОУС, ввозимые из третьих стран.

Договор о Европейском сообществе по атомной энергии (Евратом, 1957 г.) отменял с 1 января 1959 г. все таможенные пошлины и другие сборы с импорта и экспорта, а также количественные ограничения в торговле стран-членов друг с другом товарами ядерного цикла.

И только Римский договор 1957 г. о Европейском экономическом сообществе (с 1992 г. официальное название – Европейское сообщество) ставил целью создание полного таможенного союза, охватывающего всю торговлю товарами. Договор предусматривал отказ от импортных и экспортных пошлин и любых равнозначных по последствиям сборов во взаимной торговле стран-членов, а также замену национальных тарифов единым таможенным тарифом и проведение общей торговой политики в отношениях с третьими странами.

По условиям Римского договора переход к полному таможенному союзу намечалось осуществить в несколько этапов – с 1 января 1958 г. по 1 января 1970 г.. В тексте договора указаны сроки начала каждого этапа и его цели. Фактически переход был завершен на полтора года раньше – к 1 июля 1968 г., что объясняется благоприятной экономической обстановкой в ЕС, а также общей заинтересованностью участников в создании такого союза.

Н.П. Воловик – зав. лабораторией внешнеэкономической деятельности