Среда, 15.01.2014, 00:00
В первый день Гайдаровского форума, выступая на панельной дискуссии, Министр финансов РФ Антон Силаунов, в частности, остановился на итогах исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2013 г.
По данным министра, общий дефицит региональных бюджетов достиг 700 млрд руб., или около 1,1% ВВП. Это существенно больше, чем в пик кризиса 2009 г. (329 млрд руб., или 0,85% ВВП). Что же стоит за этой цифрой?
В настоящее время наблюдается определенная напряженность с исполнением консолидированных региональных бюджетов. Здесь налицо существенное сокращение доходов при невозможности быстрого и существенного снижения объема расходов, что обуславливает наращивание субнациональных заимствований.
По данным Федерального казначейства, за 10 месяцев 2013 г. снижение общей суммы доходов консолидированных бюджетов субъектов составило -5,2% в реальном выражении по отношению к аналогичному периоду 2012 г.; при этом налоговые доходы сократились на 3,8%, а трансферты из федерального бюджета – на 11,5%. Общее снижение налоговых доходов обусловлено динамикой налога на прибыль, чьи поступления снизились за рассматриваемый период на 19,8%. При этом сокращение общего объема налогов, зачисляемых в региональные бюджеты, могло бы быть существенно больше, если бы не рост поступлений по другим налогам, прежде всего по НДФЛ – на 4,2% (см. табл. 1).
Таблица 1
Динамика основных видов налоговых доходов в реальном выражении (10 мес. 2013 г. к 10 мес. 2012 г., %) |
Доля в налоговых доходах (2012 год), % |
|
Налоговые доходы |
-3,8 |
100 |
Налог на доходы физических лиц |
4,2 |
39,0 |
Налог на прибыль организаций |
-19,8 |
34,1 |
Налоги на имущество |
9,2 |
13,5 |
Акцизы по подакцизным товарам |
4,1 |
7,6 |
Налоги на малый бизнес |
1,3 |
4,7 |
Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.
В то же время расходы консолидированных региональных бюджетов снизились за 10 месяцев 2013 г. лишь на 0,8% в реальном выражении. В результате заметного снижения доходов (как налоговых доходов, так и трансфертов из федерального бюджета) при необходимости поддерживать на определенном уровне расходы субнациональные власти были вынуждены наращивать объемы заимствований. В целом региональный долг (без учета муниципальных бюджетов) за 11 месяцев1 2013 г. по всем субъектам вырос на 10,1% в номинальном выражении, а без учета г. Москвы и Московской области – на 17,2% (см. рис. 1).
Рис. 1. Региональный долг субъектов РФ в 2007–2013 гг.
Если исходить из данных бюджетной росписи, то расходы консолидированных региональных бюджетов в 2013 г. должны были вырасти на 7,9% в реальном выражении или с 13,3% ВВП в 2013 г. до 14,4% ВВП в 2014 г., а дефицит мог бы составить до 1,7 трлн руб., или 2,5% ВВП. Как уже было отмечено, по предварительным данным Минфина, дефицит консолидированных региональных бюджетов составил «лишь» 700 млрд руб. В результате бюджетная роспись по расходам выполнена, по-видимому, примерно на 90%. В отсутствии полных данных по исполнению региональных бюджетов за 2013 г., а также существования проблем с интерпретацией данных по расходам в разрезе КОСГУ в условиях реформирования бюджетной сети2 трудно делать однозначные выводы о том, за счет каких направлений расходов произошло сокращение их планируемого объема. Однако определенные тенденции можно увидеть из данных табл. 2.
Таблица 2
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
10 месяцев 2012 |
10 месяцев 2013 |
Транспорт (включая дороги) и ЖКХ |
22,9 |
23,4 |
25,3 |
26,4 |
22,1 |
20,5 |
20,9 |
21,8 |
20,6 |
20,3 |
Социальная сфера (образование, культура, здравоохранение, спорт, социальная политика) |
52,1 |
54,0 |
52,9 |
49,2 |
52,4 |
54,9 |
59,0 |
61,5 |
63,8 |
64,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образование |
21,4 |
22,2 |
21,6 |
20,8 |
21,5 |
21,9 |
22,5 |
24,5 |
25,5 |
27,7 |
Культура, кинематография, СМИ |
3,6 |
3,6 |
3,7 |
3,5 |
3,4 |
3,4 |
3,5 |
3,5 |
3,7 |
3,8 |
Здравоохранение и спорт |
15,8 |
16,4 |
15,8 |
12,7 |
12,1 |
12,0 |
17,4 |
18,2 |
18,3 |
16,8 |
Социальная политика |
11,4 |
11,7 |
11,8 |
12,2 |
15,3 |
17,6 |
15,5 |
15,3 |
16,3 |
15,6 |
Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.
Анализируя данные вышеприведенной таблицы важно отметить следующее. При существенном сокращении доли расходов на здравоохранение и спорт в общей сумме расходов по итогам 10 месяцев 2013 г., обусловленном переводом оказания скорой медицинской помощи в систему ОМС, некоторым сокращением доли социальной политики, в целом доля расходов на социальную сферу как минимум не увеличивается за счет продолжающегося существенного увеличения доли расходов на образование. Если же рассматривать такие направления расходов, как транспорт и ЖКХ, в которых сосредоточена значительная доля региональных расходов инвестиционного характера, то данные за 10 месяцев пока не позволяют делать выводы о сокращении их доли в расходах региональных бюджетов. В то же время нельзя забывать о том, что на последние два месяца 2012 г. пришлось до 30% подобных расходов. Учитывая достаточно напряженную ситуацию с исполнением бюджетов субъектов РФ, подобного роста инвестиционных расходов к концу года может и не случиться, что неизбежно приведет к сокращению их доли в региональных расходах. Также нельзя забывать, что доля расходов на транспорт и ЖКХ в 2012 г. составила лишь 21,8%, что ниже докризисных значений в 25-26% в 2007-2008 гг.
Таким образом, одним из основных факторов, определяющих динамику региональных расходов, является наращивание расходов на образование. При этом есть косвенные данные, свидетельствующие о некотором снижении инвестиционной активности региональных властей (или как минимум о прекращении восстановления инвестиционной активности, наметившейся в посткризисный период). Во многом подобная ситуация объясняется как раз необходимостью выполнения положений президентских указов, которые требуют доведения уровня зарплаты работников образования до установленного уровня уже в 2012-2013 гг.
?
В результате региональные власти сталкиваются с дополнительным давлением на расходную часть своих бюджетов, обусловленную выполнением требований указов Президента от 7 мая 2012 г., при снижении как налоговых доходов, так и трансфертов из федерального бюджета. В части трансфертов из федерального бюджета важно отметить, что по итогам 10 месяцев зафиксировано снижение общей суммы трансфертов в номинальном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 47 регионах, среди которых есть не только достаточно «богатые» регионы, но и такие «бедные» регионы как, например, Республика Мордовия (-39,5%), Карачаево-Черкесская Республика (-16,7%), Пензенская область (-9%), Тамбовская область (-7,4%) и целый ряд других субъектов РФ, чья бюджетная обеспеченность далека от среднероссийского уровня. При этом нельзя забывать, что в составе федеральных трансфертов уже заложены дотации на сбалансированность, часть из которых изначально направлена как раз на компенсацию дополнительных расходов региональных бюджетов в связи с исполнением положений президентских указов, т.е. снижение объема трансфертов наблюдается даже с учетом дополнительных дотаций.
В итоге, необходимо в самое ближайшее время ответить на вопрос о том, какие меры могут быть предприняты для смягчения ситуации с исполнением субнациональных бюджетов при необходимости выполнения общих положений указов Президента от 7 мая 2012 г.
А.А. Мамедов – с.н.с. лаборатории бюджетного федерализма
1 Данные по долгу доступны за 11 месяцев, а данные по исполнению региональных бюджетов – лишь за 10 месяцев 2012 г.
2 Переход к финансированию бюджетных и автономных учреждений путем выделения средств на выполнение государственных и муниципальных заданий без жесткого выделения целевых статей (в отличие от сметы, по которой финансируются казенные учреждения). В результате искажается динамика по всем статьям КОСГУ, в том числе «увеличение стоимости основных средств» и «заработная плата».