Итоги исполнения федерального бюджета в 2013 г.

Четверг, 16.01.2014, 13:53

В первый день Гайдаровского форума на панельной дискуссии выступил Министр финансов РФ Антон Силаунов. Он, в частности, остановился на итогах исполнения федерального бюджета в 2013 г.



В целом, по оценке министра, итоги неплохие, общий дефицит сложился на уровне 0,5% ВВП при планировавшемся уровне в 0,8% ВВП. При этом в Резервный фонд не только «не залезли», а наоборот планируется перечислить в него около 200 млрд руб. Однако в выступлении Силуанова прозвучали и цифры, которые, по его мнению, свидетельствуют о существующих проблемах и предостерегают от излишнего оптимизма. Ненефтегазовый дефицит составил 10,2% в 2013 г., что уже больше запланированных 9,7% ВВП. Также, по словам министра, в тех условиях, которые складывались в 2013 г., «надо было Резервный фонд пополнить не на 200 млрд руб., а почти на 1 трлн рублей».

Так каково «здоровье» федерального бюджета на текущий момент (перефразируя тему другой панельной дискуссии, состоявшейся через несколько часов после выступления Силуанова)? Некоторое представление об этом дает следующая таблица.

Таблица

Планируемые и фактически поступившие объемы налоговых доходов федерального бюджета в 2012-2013 гг.


 

2012

2013

Исполнение, млрд руб.

План*, млрд руб.

Доля от плана, %

Оценка исполнения**, млрд руб.

План*, млрд руб.

Доля от плана, %

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

11 785

11 150

105,7%

12 066

12 099

99,7%

Налог на прибыль организаций

376

372

101,1%

356

445

80,0%

Налог на добавленную стоимость

3 546

3 689

96,1%

3 546

4 099

86,5%

Акцизы по подакцизным товарам 

395

404

97,9%

524

574

91,4%

Налог на добычу полезных ископаемых

2 421

2 087

116,0%

2 523

2 358

107,0%

Таможенные пошлины и сборы

4 931

4 474

110,2%

5 003

4 504

111,1%

*В соответствии с Проектом закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
**Оценка (прогноз) на основе данных за 111 месяцев 2013 г. и соотношения поступлений за 11 месяцев и за год в 2012 г.
Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты авторов

В целом оценка объема налоговых доходов федерального бюджета на 2013 г. позволяет прогнозировать практически полное исполнение плана по общему сбору налогов, зачисляемых в федеральный бюджет. Однако, если в 2012 г. план по доходам был перевыполнен на 5,7% за счет НДПИ и таможенных пошлин, в 2013 г. эти же виды налоговых доходов обеспечивают лишь выполнение общего плана (либо превышение, но уже не столь существенное) при заметном недоборе по налогу на прибыль (на 20% ниже плана), НДС (на 13,5%) и акцизов (на 8,6%).

В итоге недобор по ненефтегазовым доходам был компенсирован за счет НДПИ и таможенных пошлин. Как результат, хотя цены на нефть марки «Юралс» в 2013 г. были лишь немного ниже, чем в 2012 г. (107,8 долл./барр. за 10 месяцев 2013 г. и 111 долл./барр. за тот же период 2012 г.), в Резервный фонд планируется перечислить только 200 млрд руб., тогда как по итогам 2012 г. было перечислено 1 090 млрд руб. При этом ненефтегазовый дефицит федерального бюджета в 2013 г. вырос.

О чем говорят нам эти соотношения? О том, что зависимость доходов федерального бюджета от поступлений из нефтегазовой отрасли не только не снижается (среднесрочные бюджетные проектировки предполагают постепенное снижение доли нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета), а, наоборот, увеличивается. Значит, увеличиваются бюджетные риски. Что будет, если мировые цены на нефть существенно упадут? В этом случае снизятся поступления практически по всем основным налогам, зачисляемым в федеральный бюджет (да и в региональные бюджеты тоже).

Особую обеспокоенность вызывает недобор по НДС в 2013 г., который показал достаточную устойчивость в кризис 2009 г. В итоге падение доходов федерального бюджета в случае макроэкономических шоков может быть еще более масштабным, чем в 2009 г. При этом расходные обязательства федерального бюджета с тех пор только увеличились: 18,2% ВВП в предкризисном 2008 г., а по итогам 2012 г. – 20,6 % (за 2013 г. данных еще нет, но цифра будет, скорее всего, еще больше, особенно учитывая  замедление темпов роста ВВП).

В итоге, несмотря на то, что федеральный бюджет и исполнен в 2013 г. даже с меньшим общим дефицитом, чем планировалось, риски для федерального бюджета и бюджетной системы в целом растут. Пока у пациента температуры и кашля нет, срочная госпитализация не нужна, однако проблемы (пока не столь явные) со здоровьем федерального бюджета накапливаются. И главное – это оперативно сделать нужные выводы и выбрать правильные методы лечения, и, разумеется, не только в рамках бюджетной политики, но и социально-экономической политики в целом, т.к. бюджет, в конечном счете, лишь инструмент, а не самоцель.

А.А. Мамедов – с.н.с. лаборатории бюджетного федерализма

1 За 11 месяцев есть предварительная информация по исполнению федерального бюджета. Основная отчетность Федерального казначейства доступна лишь на 10 месяцев 2013 г.