В первый день Гайдаровского форума на панельной дискуссии выступил Министр финансов РФ Антон Силаунов. Он, в частности, остановился на итогах исполнения федерального бюджета в 2013 г.
В целом, по оценке министра, итоги неплохие, общий дефицит сложился на уровне 0,5% ВВП при планировавшемся уровне в 0,8% ВВП. При этом в Резервный фонд не только «не залезли», а наоборот планируется перечислить в него около 200 млрд руб. Однако в выступлении Силуанова прозвучали и цифры, которые, по его мнению, свидетельствуют о существующих проблемах и предостерегают от излишнего оптимизма. Ненефтегазовый дефицит составил 10,2% в 2013 г., что уже больше запланированных 9,7% ВВП. Также, по словам министра, в тех условиях, которые складывались в 2013 г., «надо было Резервный фонд пополнить не на 200 млрд руб., а почти на 1 трлн рублей».
Так каково «здоровье» федерального бюджета на текущий момент (перефразируя тему другой панельной дискуссии, состоявшейся через несколько часов после выступления Силуанова)? Некоторое представление об этом дает следующая
таблица.
ТаблицаПланируемые и фактически поступившие объемы налоговых доходов федерального бюджета в 2012-2013 гг.
| 2012
| 2013
|
Исполнение, млрд руб.
| План*, млрд руб.
| Доля от плана, %
| Оценка исполнения**, млрд руб.
| План*, млрд руб.
| Доля от плана, %
|
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
| 11 785
| 11 150
| 105,7%
| 12 066
| 12 099
| 99,7%
|
Налог на прибыль организаций
| 376
| 372
| 101,1%
| 356
| 445
| 80,0%
|
Налог на добавленную стоимость
| 3 546
| 3 689
| 96,1%
| 3 546
| 4 099
| 86,5%
|
Акцизы по подакцизным товарам
| 395
| 404
| 97,9%
| 524
| 574
| 91,4%
|
Налог на добычу полезных ископаемых
| 2 421
| 2 087
| 116,0%
| 2 523
| 2 358
| 107,0%
|
Таможенные пошлины и сборы
| 4 931
| 4 474
| 110,2%
| 5 003
| 4 504
| 111,1%
|
*В соответствии с Проектом закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
**Оценка (прогноз) на основе данных за 11
1 месяцев 2013 г. и соотношения поступлений за 11 месяцев и за год в 2012 г.
Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты авторов
В целом оценка объема налоговых доходов федерального бюджета на 2013 г. позволяет прогнозировать практически полное исполнение плана по общему сбору налогов, зачисляемых в федеральный бюджет. Однако, если в 2012 г. план по доходам был перевыполнен на 5,7% за счет НДПИ и таможенных пошлин, в 2013 г. эти же виды налоговых доходов обеспечивают лишь выполнение общего плана (либо превышение, но уже не столь существенное) при заметном недоборе по налогу на прибыль (на 20% ниже плана), НДС (на 13,5%) и акцизов (на 8,6%).
В итоге недобор по ненефтегазовым доходам был компенсирован за счет НДПИ и таможенных пошлин. Как результат, хотя цены на нефть марки «Юралс» в 2013 г. были лишь немного ниже, чем в 2012 г. (107,8 долл./барр. за 10 месяцев 2013 г. и 111 долл./барр. за тот же период 2012 г.), в Резервный фонд планируется перечислить только 200 млрд руб., тогда как по итогам 2012 г. было перечислено 1 090 млрд руб. При этом ненефтегазовый дефицит федерального бюджета в 2013 г. вырос.
О чем говорят нам эти соотношения? О том, что зависимость доходов федерального бюджета от поступлений из нефтегазовой отрасли не только не снижается (среднесрочные бюджетные проектировки предполагают постепенное снижение доли нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета), а, наоборот, увеличивается. Значит, увеличиваются бюджетные риски. Что будет, если мировые цены на нефть существенно упадут? В этом случае снизятся поступления практически по всем основным налогам, зачисляемым в федеральный бюджет (да и в региональные бюджеты тоже).
Особую обеспокоенность вызывает недобор по НДС в 2013 г., который показал достаточную устойчивость в кризис 2009 г. В итоге падение доходов федерального бюджета в случае макроэкономических шоков может быть еще более масштабным, чем в 2009 г. При этом расходные обязательства федерального бюджета с тех пор только увеличились: 18,2% ВВП в предкризисном 2008 г., а по итогам 2012 г. – 20,6 % (за 2013 г. данных еще нет, но цифра будет, скорее всего, еще больше, особенно учитывая замедление темпов роста ВВП).
В итоге, несмотря на то, что федеральный бюджет и исполнен в 2013 г. даже с меньшим общим дефицитом, чем планировалось, риски для федерального бюджета и бюджетной системы в целом растут. Пока у пациента температуры и кашля нет, срочная госпитализация не нужна, однако проблемы (пока не столь явные) со здоровьем федерального бюджета накапливаются. И главное – это оперативно сделать нужные выводы и выбрать правильные методы лечения, и, разумеется, не только в рамках бюджетной политики, но и социально-экономической политики в целом, т.к. бюджет, в конечном счете, лишь инструмент, а не самоцель.
А.А. Мамедов – с.н.с. лаборатории бюджетного федерализма
1 За 11 месяцев есть предварительная информация по исполнению федерального бюджета. Основная отчетность Федерального казначейства доступна лишь на 10 месяцев 2013 г.