Ирина Стародубровская: То, что происходит на Северном Кавказе, плохо вписывается в линейные схемы

Вторник, 25.06.2019, 14:41

21 июня в Европейском университете в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) состоялась презентация и обсуждение доклада руководителя научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института Гайдара Ирины Стародубровской «Что может дать исследование Северного Кавказа для понимания модернизации и архаизации в современном мире?».

По словам эксперта, восприятие Северного Кавказа как архаичного социума, где в постсоветский период произошел откат от хотя бы ограниченной советской модернизации к глубоко традиционалистским структурам и институтам, возродился религиозный фанатизм, а экономика находится в глубокой депрессии, получило широкое распространение. Между тем подобное понимание, основанное как на упрощенном представлении о процессах модернизации в современном мире, так и на недостаточно глубоком знании происходящего в регионе, весьма далеко от реальности.

То, что на самом деле происходит на Северном Кавказе, плохо вписывается в линейные схемы и устоявшиеся клише, зато показывает всю сложность, неоднозначность и противоречивость процессов преодоления ограничений традиционного общества в современном мире. «Моя информация о ситуации в регионе имеет не «кабинетный» характер, они основаны на 10 годах полевых исследований, в первую очередь в Дагестане, но также в КБР, КЧР, Ингушетии и (в меньшей мере) Чечне. Собственно, речь пойдёт о процессах, давно известных в современной социологии – разрушение традиционных иерархий, миграция и урбанизация, радикальные идеологии как реакция на трансформацию социальной реальности», – отметила И. Стародубовская.

Неожиданно актуально в этой ситуации начинают звучать вроде бы вполне тривиальные идеи классиков – Дюркгейма и Вебера, Парка и Вирта, добавила эксперт. В то же время подобные процессы осуществляются в новом, постиндустриальном контексте, придавая происходящему совершенно особый характер. Так, то, что с точки зрения логики индустриального общества может восприниматься как нашествие религиозных фанатиков, в новых условиях начинает выглядеть как одна из разновидностей новых общественных движений (new social movements) или молодежных субкультур. И в то же время – как заявка на исламскую реформацию, хотя пока не ясно, насколько она успешная.

«Все это показывает, что разговор о Северном Кавказе – это не просто обсуждение частных проблем отдаленного российского региона. Это разговор о том, что такое модернизация в условиях современного мира, как в нем соотносятся технологическая и социальная модернизация, каковы границы «множественности модернов», что представляет собой феномен «урбанизации без индустриализации». И другие глобальные теоретические проблемы, не имеющие однозначных ответов в современной науке», – резюмировала И. Стародубовская.