Понедельник, 26.11.2012, 15:54
Правительство России в 2013 г. выделит 200–300 млрд руб. из средств пенсионных накоплений на инфраструктурные облигации. Речь идет об инвестировании в проекты конкретной компании – РЖД. Об этом сообщил 26 ноября глава Минфина Антон Силуанов.
В идее инвестирования пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты нет ничего плохого. Но эти проекты должны быть востребованы на рынке. То есть РЖД или другая корпорация должны выпустить облигации, пользующиеся спросом на рынке. Если облигации РЖД в итоге будут востребованы только ВЭБом и пенсионными фондами, то ничего не выйдет. Эти структуры не могут быть единственными, ни даже основными покупателями. Эффект будет только в случае востребованности и наличия доверия рынка к этим бумагам. Точнее – инвестировать средства пенсионных накоплений в конкретные облигации есть смысл при факторе спроса на рынке.
Есть еще другая проблема. Как правило, инфраструктурные облигации – бумаги надежные, но с низкой доходностью. Поэтому инвестировать в них деньги целесообразно для тех граждан, которые уже собираются выходить на пенсию. Для молодых такие капиталовложения невыгодны, лучше вкладываться в рисковые активы, которые в долгосрочной перспективе гарантированно принесут высокую доходность.
Следует отметить, что нынешняя низкая доходность НПФ обусловлена консервативностью их инвестиционного портфеля, которая навязана государством. Причиной такого положения служит требование к НПФ о положительной номинальной доходности пенсионных накоплений в течение года, что фактически означает запрет на инвестирование в акции, так как на горизонте инвестирования в 1 год доходность от вложения в акции непредсказуема. Вместе с тем в долгосрочном периоде только инвестиции в акции приносят стабильно высокую положительную доходность. Сейчас вложения в акции составляют не более 10%. Если снять требование о номинальной положительной доходности в течение года, то НПФ будут инвестировать в более доходные бумаги.
В.С. Назаров – к.э.н., зав. лабораторией бюджетного федерализма