15 марта 2013 г. состоялся рабочий визит руководителя ФНС России М.В. Мишустина, первого заместителя Министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко, Руководителя Федерального казначейства Р.Е. Артюхина в Уфу1. В рамках рабочего визита Михаил Мишустин рассказал о том, что ФНС России выработала концепцию проекта модернизации налоговых органов, целью которой, в том числе, является повышение открытости налоговых органов за счет значительного расширения спектра электронных услуг и создания единого контакт-центра для круглосуточного информационного обслуживания, что в дальнейшем позволит полностью исключить очное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика.
В последние годы круг электронных услуг, предоставляемых ФНС России, постоянно расширяется. В конце февраля 2013 г. для налогоплательщиков – юридических лиц на сайте ФНС России стал доступен новый сервис – «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц», правда, пока в пилотном режиме для налогоплательщиков г. Дмитрова, Нижегородской области и ряда инспекций г. Москвы. Внедрение в промышленную эксплуатацию сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц» запланировано на декабрь текущего года в соответствии с Планом деятельности ФНС России на 2013 год
2. Данный сервис позволяет: получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, невыясненных платежей; контролировать состояние расчетов с бюджетом; составлять и направлять в налоговые органы заявления на уточнение платежа, заявления о зачете/возврате переплаты; получать соответствующую выписку из ЕГРЮЛ в электронном виде; получать информацию о ходе исполнения заявлений и запросов, самостоятельно контролировать сроки оказания услуги налоговым органом, получать решения налогового органа по направленным заявлениям.
Помимо этого для налогоплательщиков – юридических лиц на сайте ФНС доступны еще более 20 сервисов, например, «Обратиться в ФНС России», «Проверь себя и контрагента», «Онлайн запись на прием в инспекцию», «Узнать о жалобе», «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП».
Сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» уже введен в промышленную эксплуатацию на всей территории России с 1 октября 2012 г.
3 Он позволяет получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, об объектах движимого и недвижимого имущества, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей, оплачивать налоговую задолженность, обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.
Для поиска информации о задолженности физических лиц по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц можно использовать отдельный сервис – «Узнай свою задолженность», который предоставляет возможность осуществлять поиск информации о задолженности по 4 налогам, оплачивать налоговую задолженность или распечатывать соответствующий платежный документ для оплаты. Помимо этих сервисов для физических лиц на сайте ФНС России доступны еще более десятка сервисов, например, «Обратиться в ФНС России», «Узнать о жалобе», «Узнай ИНН», «Создай свой бизнес».
Отметим, что воспользоваться сервисом «Узнай свою задолженность» можно без очного взаимодействия налогового органа и налогоплательщика. А для того чтобы воспользоваться сервисом «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» обязательно требуется первое личное посещение инспекции ФНС России независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию ФНС России по месту жительства при себе достаточно иметь документ, удостоверяющий личность. При обращении в иные инспекции ФНС России при себе необходимо кроме документа, удостоверяющего личность, иметь оригинал или копию свидетельства о постановке на учет физического лица (свидетельство о присвоении ИНН). Таким образом, на сегодняшний момент для получения максимального набора из возможных электронных услуг необходим первоначальный личный визит в инспекцию, кроме того любым из указанных сервисов может воспользоваться только лицо, имеющее свидетельство о постановке на учет физического лица (свидетельство о присвоении ИНН).
Е.Е. Великова – ведущий научный сотрудник лаборатории развития налоговой системы
1 http://www.nalog.ru/rub_mns_news/4111892/
2 http://www.nalog.ru/mnsrus/plan_fns/
3 Приказ ФНС России от 28.08.2012 № ММВ-7-6/582@