Среда, 23.01.2013, 18:32
Интеграционные процессы в рамках Единого экономического пространства создают серьезную конкуренцию отечественным производителям молока. Заметное давление российские сельхозпроизводители чувствуют со стороны Белоруссии, которая ставит приоритетной задачей увеличение производства и экспорта аграрной продукции.
В настоящее время в Республике Беларусь на душу населения производится молока в 2,8 раза больше, чем в странах Европейского Союза, мяса – в 1,1 раза, зерна – в 1,6 раза. Ориентация на увеличение экспорта сельхозпродукции закреплена в государственных программах. В структуре экспорта Белоруссии в Россию доля молочных продуктов составила 47,9% (2011 г.).
Производители молока в России сформулировали три угрозы, которые исходят от белорусской стороны: (1) большие объемы экспорта, (2) низкие цены, которые обеспечиваются (3) высокой государственной поддержкой производителей молока.
Отметим, что сопоставление цен на каждом этапе производственной цепочки от выпуска продукции до ее реализации в российской торговле, сравнение объемов государственной поддержки в Белоруссии и России затруднено. Основная причина – административное регулирование издержек, закупочных и розничных цен, курса конвертации национальной валюты в Белоруссии.
Вместе с тем, анализ показал, что амбициозные цели Белоруссии по увеличению экспорта подкреплены государственной поддержкой. Так, Минск планирует довести производство молока к 2015 г. до 10 млн т, т.е. увеличить его по сравнению с 2009 г. на 4,4 млн т. Россия ставит задачу увеличения производства молока к 2015 г. лишь на 0,3 млн т по сравнению с 2009 г. Прорыв даже не планируется.
Программа финансирования развития молочной отрасли в Белоруссии и России отличаются в разы. В Республике Беларусь предусматривалось выделить на строительство и перевооружение молочной отрасли 412 млрд российских руб.й в течение 6 лет, или 68,7 млрд руб. в год (по официальному курсу конвертации на момент составления программы поддержки молочной отрасли на 2010 г.). Программа «Молоко» в России предусматривала финансирование в размере 12 млрд руб., т.е. в среднем 4 млрд руб. в год. Производители молока в России могут использовать средства Госпрограммы, но наряду с другими сельхозпроизводителями. Даже учитывая это, разница в поддержке очевидна.
Анализ цен по цепочке показывает, что в Белоруссии административно сдерживаются цены на строительство производственных помещений по программе поддержки, на корма, занижены намного больше, чем в России ставки по кредитам для сельхозпроизводителей. В Белоруссии также ниже цены на топливо. Таким образом, выгода для белорусских поставщиков молочной продукции в Россию складывается из заниженных издержек в административной системе самой Белоруссии и рыночной реализации в России.
Однако вопрос о выгоде такой модели для сельхозпроизводителей Белоруссии не так прост. Без сомнения, выгоду по ней получают экспортеры. Однако сельхозпроизводители, которые сами не перерабатывают молоко и не вывозят молочную продукцию в Россию, продают его по фиксированным ценам для государственных нужд. Даже если часть молока продается выше этих цен, все же это – не рыночные цены, они ограничены опосредовано государством, регулирующим цены на значительный ассортимент молочной продукции в магазине. Понятно, почему переработчики заинтересованы в экспорте.
Выгоды такой модели вряд ли можно получать долгое время. Все имеет оборотную сторону: получение сельхозпроизводителями дешевых комбикормов – по рекомендуемым комбикормовым предприятиям ценам – сопровождается продажей производителями зерна для производства комбикорма по также рекомендуемым ценам. Хотят ли российские сельхозпроизводители именно такой поддержки?
Н.И. Шагайда – д.э.н., зав. лабораторией аграрной политики