Пятница, 04.09.2015, 08:54
Минэкономразвития подготовило проект постановления правительства, направленный на повышение использования инноваций госкомпаниями.
Инициатива ведомства заключается во введении квот на закупку инноваций госкомпаниями с выручкой более 1 млрд руб.: с 2016 г. на инновационные товары (работы, услуги) должно приходиться 2% от объема всего годового заказа и 1% от объема закупок у малого и среднего бизнеса, а с 2018 г. квоты должны увеличиться до 5% и 2,5% соответственно.
Внедрение такой меры, как квотирование закупок инноваций госкомпаниями, может быть, и принесет положительные результаты, однако только на бумаге, поскольку в реальности данная инициатива без решения системных проблем в сфере инновационного развития страны не позволит госкомпаниям перейти на новый инновационный уровень развития.
На наш взгляд, необходимо не заставлять госкомпании закупать инновации, а создавать условия, стимулирующие их внедрение и применение. На данном этапе существует ряд проблем в сфере инновационного развития, которые требуют оперативного решения. Прежде всего, это отсутствие внятной отраслевой инновационной госполитики, способной координировать инновационную деятельность участников рынка, тем самым увеличивая спрос на инновации.
Наряду с этим некоторые госкомпании не имеют долгосрочных стратегий развития, что приводит к отделению инновационных проектов от бизнес-процессов и снижает их (проектов) потенциальную полезность. Также к барьерам внедрения инноваций в госкомпаниях можно отнести дефицит квалифицированных специалистов в данной сфере, отсутствие налаженных связей между структурными подразделениями по вопросам инновационного развития и др.
Ограниченность бюджетных ресурсов ввиду ухудшения экономической ситуации в стране также тормозит внедрение инноваций. Можно предположить, что компании, стремясь соблюсти квоты в условиях жесткой ограниченности средств, будут искать пути признания совершенно обычных товаров (работ, услуг) инновационными.
В настоящих условиях меры по поддержанию инновационного развития должны носить не точечный, а системный характер. Инновации не нужно навязывать, госкомпании должны быть сами заинтересованы в их внедрении.
Маргарита Гвоздева – научный сотрудник