Продолжающиеся снижение мировых цен на углеводороды и ослабление национальной валюты относительно доллара США вернули опасения относительно новой волны кризиса и готовности финансовой системы страны адекватно реагировать на такие угрозы.
На прошлой неделе глава Банка России Сергей Игнатьев
1 представил достаточно оптимистичный для России вариант дальнейшего развития событий. По мнению руководителя ведомства, непосредственно отвечающего за развитие и укрепление банковской системы страны: «Мы готовы к возможному кризису лучше, чем осенью 2008 года. С прошлого раза власти набрались опыта, а банки уменьшили зависимость от иностранных активов». Многие эксперты разделяют в целом мнение С. Игнатьева о том, что финансово-экономическая ситуация в Евросоюзе может вызвать вторую волну кризиса в России, но их оценки способности финансовой и бюджетной системы противостоять кризису, расходятся.
Проблемы финансовой и бюджетной стабильности обусловлены не только неизбежным снижением цен на углеводороды при наступлении кризиса. Также следует учитывать высокую вероятность замедления темпов экономического роста, ухудшение ситуации с финансированием банков и дефицит ликвидности в экономике. О таком варианте развития кризиса в Еврозоне говорилось в докладе Международного валютного фонда в конце 2011 г.
2 В качестве превентивных мер МВФ рекомендует правительствам разработать план действий на случай чрезвычайной ситуации. О начале разработки планов, призванных сгладить последствия выхода Греции из валютного блока, объявили и эксперты Европейской комиссии и Европейского центрального банка
3.
В России же в силу ряда обстоятельств правительственная программа антикризисных мер пока не разработана. Вряд ли можно надеяться и на то, что в новых реальностях финансового кризиса в Европе можно решить проблемы финансово-бюджетной системы страны за счет тех же антикризисных мер, как и в 2008 г. – ситуация в экономике и бюджетной сфере несколько иная, чем три года назад. Дефицит бюджета России без учета нефтяных доходов с начала кризиса возрос в 1,5 раза
4, резервы стабилизационного фонда до уровня 2008 г. дол сих пор не восстановлены
5 – все это ограничивает возможность Правительства финансировать новые антикризисные меры. Тем самым наличие опыта реализации антикризисной политики не может служить весомым аргументом готовности Правительства своевременно и в полном объеме отреагировать на новые угрозы. В ситуации нарастания неопределенности, в которой в настоящее время находится не только Европа, но и мировая экономическая система, прежде всего, необходимо оценить потенциал роста доходов и сокращения расходов на среднесрочный период.
Относительно состояния бюджетной сферы достаточно определенно высказался Аркадий Дворкович: «Власти РФ не испытывают опасений по поводу сбалансированности федерального бюджета на 2012 год, пока цены на нефть выше, чем те, которые заложены в бюджетные корректировки». Однако следует отметить, что снижение цен на сырье в мае 2012 г. стало неожиданным для Правительства России, которое уже определило судьбу дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и внесло на обсуждение Госдумы поправки к бюджету-2012, предполагающие уточнение его параметров с учетом повышения прогноза среднегодовой цены на нефть со 100 до 115 долл/барр. Снижение цен на углеводороды, возможно, приведет к необходимости внести изменения в подготовленный проект поправок и уточнению прогнозного объема доходов федерального бюджета.
Можно было бы согласиться, что возможное снижение цен на нефть до 100 долл./барр. не окажет заметного влияния на устойчивость бюджетной системы, если не учитывать сопутствующие негативные факторы. К таким факторам необходимо отнести, во-первых, возможный спад объемов производства и инвестиций в 2012 г. В конце апреля Правительство РФ одобрило прогноз основных параметров социально-экономического развития на 2012 г. и на период 2013–2015 гг., подготовленный Минэкономразвития России. Базовый вариант развития ситуации исходит из того, что темпы роста основных показателей российской экономики в 2012 г. будут ниже, чем оценивалось в конце 2011 г.: оценка роста ВВП снижена с 3,7% до 3,4%, инвестиций в основной капитал – с 7,8% до 6,6%
6.
Во-вторых, в среднесрочной перспективе федеральный бюджет подвергнется дополнительному давлению в связи с увеличением расходов, связанных «с масштабной программой модернизации вооруженных сил, обязательствами по повышению денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников остальных силовых ведомств, финансированию ремонта дорожной сети и др.». По мнению Всемирного банка
7, расходы федерального бюджета могут увеличиваться на 0,5–1,5% ВВП ежегодно в течение последующих 6 лет.
Также не исключен и вариант дальнейшего снижения цен. По мнению Всемирного банка
8, риски такого развития ситуации связаны с возможным замедлением темпов роста мировой экономики в перспективе, снижением спроса и уровня потребления нефти на мировом рынке. При этом риски замедления мировой экономики обусловлены возможностью разрастания кризисных явлений в Еврозоне, а также более медленными, чем ожидалось, темпами восстановления экономики США и снижением ее кредитного рейтинга. По мнению агентства Bloomberg, падение цен на нефть обусловлено и тем, что в апреле ее запасы в США достигли максимума за 21 год. Таким образом, дальнейшее снижение мировых цен на углеводороды вполне вероятно.
По данным Счетной палаты
9, снижение цены на нефть марки «Юралс» на 1 доллар США может привести к снижению доходов федерального бюджета на 55–58 млрд рублей (в условиях 2011 г.). При отклонении мировых цен на нефть с 100 долл. до 90 долл./барр. федеральный бюджет потеряет, по оценке СП России, до 1% ВВП, а по оценке международного рейтингового агентства Standard & Poor's, снижение цен на нефть на 10 долл. прямо и косвенно приведет к снижению госдоходов на 1,4% ВВП
10.
Снижение доходной базы федерального бюджета и увеличение расходов может вылиться в стремительное наращивание государственного долга на невыгодных условиях. И хотя А. Дворкович считает, что государственный долг России не превысит 20% ВВП, т.е. годового объема доходов бюджета, такой прогноз является поводом для беспокойства. В данных обстоятельствах руководство заявляет о необходимости возврата к бюджетным правилам относительно использования нефтяных доходов бюджета, временно отмененного в 2009–2011 гг. По словам Дворковича, «есть принципиальное решение президента и председателя правительства, что мы должны вернуться к бюджетному правилу, оно сейчас формулируется и будет принято». Но вряд ли такие системные проблемы можно будет решить только за счет ужесточения практики управления нефтяными доходами через стабилизационные фонды. А потому сохраняются достаточно серьезные основания не разделять оптимизм и успокоенность руководства ЦБ и А. Дворковича по поводу готовности бюджетной системы страны к новой волне кризиса.
Т.В. Тищенко – к.э.н., с.н.с. лаборатории бюджетной политики
1 16 мая на заседании Государственной думы.
2 Доклад МВФ, ноябрь-декабрь 2011 г.
3 http://top.rbc.ru/economics/18/05/2012/651048.shtml 4 Ненефтегазовый дефицит в 2008 г. составлял 6,4% ВВП, в 2011 г. – 9,4% ВВП.
5 По состоянию на 01.01.2012 г. остатки Резервного фонда составили 811,5 млрд руб. или 1,5% ВВП, а Фонда национального благосостояния - 2794,4 млрд руб. или 5,1% ВВП.
6 http://www.vestifinance.ru/articles/10806 7 Доклад Всемирного банка по экономике России, апрель 2012 г.
8 Газета.Ru.
9 Заключение СП России на проект федерального бюджета на 2012–2014 гг.
10 Цитата РИА «Новости».