Понедельник, 19.11.2012, 18:44
19 ноября первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о том, что государство как акционер Сбербанка и ВТБ планирует в течение 5–10 лет выйти из капитала двух крупнейших российских банков.
С одной стороны, государству необходимо частично выходить из капитала Сбербанка и ВТБ. С экономической точки зрения совершенно бессмысленно держать такой большой пакет, ведь достаточно иметь 25%+1 акцию, чтобы контролировать деятельность этих институтов. Кроме того, приватизация обеспечивает дополнительные поступления в бюджет.
Но с другой стороны, на мой взгляд, нецелесообразно полностью выходить из капитала Сбербанка. Сбербанк выполняет функции не только коммерческого банка, но и социальные функции – содержание нерентабельных отделений банка в отдаленных районах страны, куда не пойдет ни один коммерческий банк. Также не надо забывать, что многие граждане оплачивают услуги ЖКХ через Сбербанк. При совокупности всех факторов я думаю, что присутствие государства в Сбербанке должно сохраняться.
Более того, с полным выходом государства из Сбербанка могут возрасти системные риски. Вспомним, что государство в период кризиса спасает в первую очередь Сбербанк, обеспечивая тем самым устойчивость всей финансовой системы, поскольку Сбербанк является стержневой кредитной организацией всей финансовой системы.
Кроме того, что в капитал Сбербанка могут войти иностранные игроки, которые могут проводить политику, противоречащую стратегическим интересам России.
С ВТБ немного другая ситуация – это, скорее, коммерческий банк с близкой к нулевой социальной нагрузкой, поэтому решение государства выйти полностью из капитала этого банка выгладит вполне оправданно. Единственно, необходимо дождаться лучших конъюнктурных условий, чтобы преференции государства от продажи были на уровне.
В целом планирование продажи на 5–10 лет похоже на протокол о намерениях: «Возможно, это так и будет». Но из этого не следует, что банки будут точно проданы.
А.Л. Ведев – директор Центра структурных исследований