Как известно, один из рецептов поддержания или активизации экономического роста – это стимулирование экономики путем роста государственных расходов. Этим, в частности, ряд экспертов обосновывает необходимость бюджетного дефицита в среднесрочной перспективе. Однако простейший анализ структуры роста расходов на конечное потребление говорит о том, что эффективность госрасходов как фактора экономического роста весьма низкая.
Рассмотрим два элемента конечного потребления: за счет расходов домашних хозяйств и за счет расходов госорганов. Номинальные темпы роста и тех, и других в последние 10 лет в РФ были сопоставимы:
Но если посмотреть на темпы роста физических объемов, то сразу видно разницу: потребление за счет расходов домашних хозяйств в реальном выражении росло гораздо быстрее, чем за счет расходов госорганов.
При сопоставимых темпах роста номинального объема, темпы роста физического объема расходов домашних хозяйств многократно превосходят темпы роста физического объема расходов госорганов. Не считая 2009–2010 гг., эта разница составляет от 3 до 5 раз.
Теперь выделим вклад увеличения физического объема в прирост номинальной величины расходов на конечное потребление.
В приросте расходов домашних хозяйств на конечное потребление вклад увеличения его физического объема составлял от 35 до 64%, остальное приходилось на рост цен (в 2009 г. рост номинальных расходов сопровождался реальным спадом потребления домашних хозяйств).
Отдельный вопрос – это выделение импортной компоненты. В ресурсах розничного товарооборота на импортные товары в последние годы приходилось 40–45%. В услугах вес импорта гораздо меньше, поэтому итоговый вес импорта в конечном потреблении можно оценить в 30-35%. Таким образом, треть прироста реального объема потребления покрывается импортными товарами и услугами, а остальное стимулирует рост внутреннего производства. В итоге каждый рубль прироста расходов домашних хозяйств на конечное потребление увеличивает внутреннее производство на 25–30 копеек.
Для государственных расходов картина гораздо более печальная: прирост физического объема потребления составлял от 5 до 13% (без учета 2009–2010 гг., когда фиксировался реальный спад в потреблении). Даже если предположить, что государственные расходы не ведут к росту импорта (а это, очевидно, не так), получается, что в современной России эффективность госрасходов на конечное потребление для стимулирования экономического роста, во-первых, не превышает 10–13%, а во-вторых, гораздо ниже, чем у расходов домашних хозяйств.
М.Ю. Хромов – ведущий эксперт Центра структурных исследований