Георгий Мальгинов о приватизационном процессе и состоянии имущественных отношений в 2024 году

Tuesday, 15.04.2025, 12:10

В минувшем году проходила реализация Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества (ППП) на 2024—2026 гг., утвержденных распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2023 г. № 2584-р.

Однако важнейшим отличием приватизации 2024 г. стало преобладание продаж вне рамок федеральной приватизационной программы. Всего состоялись продажи пакетов акций (долей в капитале) 132 хозяйственных обществ, из которых 97 (или почти ¾) были реализованы по отдельным распоряжениям Правительства РФ, и только 35 ед. — в ходе выполнения приватизационной программы. Для сравнения в 2023 г. таковых было 37 ед., а еще 2 — по правительственным распоряжениям (всего 39 ед.).

В перечне крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях, приватизация которых возможна на основании отдельных решений Президента РФ и Правительства РФ (Раздел I ППП), присутствовала всего одна компания, АО «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП), неоднократно переходившая из одной приватизационной программы в другую. Во исполнение Указа Президента РФ от 19 марта 2024 г. № 197 все 100% акций ММТП подлежат внесению в уставный капитал вновь учрежденного совместно со стратегическим инвестором АО «СЕВЕР-ЮГ». Доли участия в его капитале распределяются между государством и стратегическим инвестором (после внесения им денежного вклада) в пропорции 49% и 51%. Предусмотрено заключение между сторонами акционерного соглашения, при выполнении условий которого инвестор получает возможность выкупа принадлежащей РФ доли в течение 5 лет по заранее определенной стоимости 1,25 млрд руб.

Из остальных проведенных сделок в рамках приватизационной программы явно выделяется продажа холдинга «Росспиртпром», который хотя и не относился к крупнейшим, выделенным в прогнозном плане для приватизации по индивидуальным схемам, по вырученной сумме вошел в тройку наиболее дорогих активов, проданных начиная с 2020 г. (около 8,3 млрд руб.). Объектов казны РФ было продано всего 53 (2023 г. — 208 ед.), но при этом без включения в приватизационную программу по утвержденному Минфином РФ перечню имущества с начальной стоимостью менее 100 млн руб. реализован 691 объект (2023 г. — 386 ед.).

При этом удалось достигнуть впечатляющих финансовых результатов.

Общие поступления средств от продажи акций (долей) хозяйственных обществ по итогам прошедшего года составили 129,11 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2023 г. на 101,8 млрд руб., или в 4,7 раза. Основная их часть была обеспечена денежными средствами от реализации конфискованных акций и иных финансовых инструментов, включая поступления на счет Федеральной службы судебных приставов (ФССП) от реализации акций и иных финансовых инструментов, полученных в ходе коррупционных правонарушений. А от продажи имущества казны получено 2,41 млрд руб., включая около 1,5 млрд руб. от реализации имущества вне рамок ППП.

Новая редакция прогнозного плана (программы) приватизации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 21 октября 2024 г. № 2954-р, продолжает практику ежегодного смещения сроков начала и окончания реализации прогнозного плана приватизации. Де-факто, речь идет о новой приватизационной программе на 2025—2027 гг. В этот период планируется завершить приватизацию 20 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов), включая 12 казенных предприятий, 71 хозяйственного общества (в т. ч. долей участия в 7 обществах с ограниченной ответственностью (ООО)), а также 27863 объектов иного имущества казны РФ. В целом ее количественные параметры мало отличаются от предыдущей, хотя количество хозяйственных обществ, включенных в программу, сокращено без малого в 2,5 раза. При этом впервые за долгие годы не упоминается возможность приватизации крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях на основании отдельных решений Президента РФ и Правительства РФ. Поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций вышеуказанных крупнейших компаний составят в 2025—2027 гг. 2,3 млрд руб. ежегодно, превосходя почти вдвое размер, заявленный в предшествующем ППП на 2024—2026 гг. (1,2 млрд. руб.).

Приватизационное законодательство обогатилось рядом существенных новаций.

В ряду способов приватизации, определенных соответствующим базовым законом 2001 г., продажа имущества без объявления цены, когда не состоялась его реализация посредством публичного предложения, заменена продажей государственного и муниципального имущества по минимально допустимой цене. Ее значение поставлено в зависимость от цены первоначального предложения, установленной при проведении несостоявшейся продажи посредством публичного предложения. Процедура торгов приближена к аукциону и дополнена введением штрафных санкций в случае отказа или уклонения покупателя от заключения договора купли-продажи. Это новшество ориентировано на повышение бюджетной результативности при типовой продаже низколиквидных активов.

Гораздо более значимо утверждение Правил отчуждения федерального имущества в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, модернизации и технологического развития экономики. Данная категория, исключенная с 2010 г. из-под действия закона о приватизации, получила детальную регламентацию выхода за периметр собственности государства.

Что касается других аспектов государственной имущественной политики, то получила свое продолжение волна судебных процессов последних лет, по результатам которых активы ряда компаний перешли государству. А их вторичная реализация серьезно диверсифицирует структуру бюджетных поступлений от продажи имущества.

Применительно к компаниям с преобладанием иностранного капитала, связанного с недружественными государствами, существенно расширилась практика временного управления. Количество попавших под него юридических лиц, включая ценные бумаги (акции), за год выросло более чем втрое, превысив 40 ед. Случаи отмены временного управления носят пока единичный характер (например, АО «ДАНОН РОССИЯ»).

При минимуме изменений в перечне стратегических организаций происходили важные новации в управлении хозяйствующими субъектами государственного сектора.

Утверждены методические рекомендации по разработке и утверждению стратегий развития акционерных обществ (АО), акции которых находятся в собственности РФ, и ФГУПов. В них подробно прописаны структура указанных документов и процедура их утверждения, дифференцированная в зависимости от характеристик организаций, являющихся объектами управленческого воздействия.

В отношении АО с участием государства отменено применение большей части утвержденных в 2021 г. критериев отбора претендентов в органы управления обществ (советы директоров (наблюдательные советы), ревизионные комиссии, а также в качестве единоличных исполнительных органов), в случае их избрания во исполнение поручений или указаний Президента РФ, поручений Председателя Правительства РФ и его заместителей.

Поправками в Методические рекомендации по формированию и применению ключевых показателей эффективности (КПЭ) АО, акции которых находятся в федеральной собственности, и отдельных некоммерческих организаций (НКО) 2020 г., для должностных лиц их руководящего состава установлен диапазон доли годовой премии, связанной с достижением целевых значений КПЭ, в общем объеме стимулирующих выплат и конкретизирован механизм депремирования (10% или 20% премии по итогам работы за год в зависимости от характера нарушения).

Мальгинов Г. Н.
к.э.н., заведующий лабораторией проблем собственности и корпоративного управления Института Гайдара.

Изображение от upklyak на freepik