Георгий Мальгинов о приватизационном процессе и состоянии имущественных отношений в 2020 году

Пятница, 23.04.2021, 16:32

Как отмечает Георгий Мальгинов, к.э.н., заведующий лабораторией проблем собственности и корпоративного управления Института Гайдара, прошедший год ознаменовался стартом реализации Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2020–2022 годы, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3260-р, т.е. еще до начала кризисных явлений, вызванных пандемией и падением мировых цен на нефть.

Наиболее крупные сделки минувшего года не являлись бюджетообразующими.

Дополнительные эмиссии акций, проведенные компаниями «Совкомфлот» и «Аэрофлот», позволили им привлечь финансовые ресурсы для своего развития (около 43 и 80 млрд руб. соответственно). В первом случае речь шла о давно ожидавшемся событии, поскольку «Совкомфлот» не только входил в группу компаний, приватизируемых в рамках действующего плана приватизации на основании специальных решений Президента РФ и Правительства РФ с учетом конъюнктуры рынка и рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов, но и неоднократно включался в этом качестве в предыдущие приватизационные программы. Для ПАО «Аэрофлот» допэмиссия оказалась скорее вынужденной антикризисной мерой, о чем свидетельствует оплата ее большей части (50 млрд руб.) из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В обеих компаниях государство осталось мажоритарным акционером, сохранив соответствующие доли в уставном капитале («Совкомфлот» – 82,8% и «Аэрофлот» – 57,34%).

Кроме того, из группы компаний, приватизируемых в соответствии с действующим прогнозным планом приватизации по индивидуальным схемам, в декабре 2020 г. были реализованы 100% акций АО «Племенной форелеводческий завод «Адлер». Правительством было определено, что договор купли-продажи акций АО должен предусматривать сохранение штатной численности и выполнение покупателем в течение 10 лет с даты перехода к нему права собственности ряда условий, включая сохранение основных направлений деятельности, а также соблюдение ограничений на отчуждение объектов недвижимого имущества и акций.

Помимо указанных сделок в 2020 г. были реализованы пакеты акций (доли в уставных капиталах) 23 хозяйственных обществ, включая акции 3 АО в рамках выполнения предыдущей приватизационной программы 2017–2019 гг., а в отношении 16 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) приняты решения об условиях приватизации. Количество проданных пакетов акций (долей) хозяйственных обществ упало более чем вдвое по сравнению с погодовыми показателями предыдущей приватизационной программы (2017–2019 гг.), став минимальным за все 2000-е годы, что можно считать закономерным в условиях кризиса.

Однако при этом финансовые результаты оказались не самыми низкими. По данным Отчета Росимущества о выполнении приватизационной программы 2020–2022 гг., в 2020 г. со ссылкой на данные Федерального казначейства поступления от продажи пакетов акций (долей) хозяйственных обществ, не относящихся к крупнейшим, составили 4,08 млрд руб., превысив величину аналогичного показателя за предшествующие 2 года (2,86 млрд руб. в 2018 г. и 2,06 млрд руб. в 2019 г.).

Указанная величина из Отчета Росимущества о выполнении приватизационной программы 2020 г. составила около 1/3 объема средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, из ежемесячного Отчета об исполнении федерального бюджета на 1 января 2021 г. (по источникам внутреннего финансирования дефицита), представленного на сайте Федерального казначейства (12,6 млрд руб.). Прочие средства по этой статье финансирования дефицита были получены от возврата долга АФК «Система». В итоге общее бюджетное назначение по средствам от продажи акций оказалось исполнено с превышением более чем на 1,3 млрд руб.

По сравнению с АО (хозяйственными обществами) гораздо активнее проходила приватизация имущества казны РФ. Количество проданных объектов почти в 14 раз превысило количество проданных пакетов акций (долей). В 2020 г. было продано 312 объектов (включая 1 объект в рамках выполнения предыдущей приватизационной программы 2017–2019 гг.), что более чем на 80% превысило уровень предыдущего года (171 ед.), обновив также и прежний максимум 2016 г. (282 объекта). По информации Федерального казначейства, по состоянию на 1 февраля 2021 г. поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации имущества, находящегося в собственности РФ, с учетом сделок 2019 г., составили порядка 0,9 млрд руб., тогда как годом ранее общая сумма сделок, по данным Росимущества, равнялась 755,4 млн руб.

Новации в нормативно-правовом регулировании приватизации свелись к распространению порядка разработки приватизационных программ и отчетности по их исполнению, принятых на федеральном уровне, на субъекты РФ и муниципалитеты.

Переходя к вопросам управления государственным имуществом, прежде всего, стоит отметить переформатирование госпрограммы (ГП) «Управление федеральным имуществом», которая действовала с 2013 г. в качестве отдельного документа. С 2020 г. она стала подпрограммой в составе ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика». Ответственным исполнителем подпрограммы является Министерство финансов РФ, а участником – Росимущество, курируемое Минфином, согласно принятой в начале прошлого года структуре российского правительства. Подпрограмма рассчитана на 5 лет (до конца 2024 г.). Анализ ее целей, задач и результатов позволяет говорить об известной преемственности с прежней ГП.

Важным неординарным событием стало приобретение Правительством РФ у Банка России за счет средств ФНБ 50% общего количества акций ПАО «Сбербанк России» на основании специально принятого закона от 18 марта 2020 г. (№ 50-ФЗ). Сумма сделки составила 2 139 435,71 млн. руб.

В вышеупомянутом законе содержится норма о заключении между сторонами акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных обыкновенными акциями ПАО Сбербанк, касающегося в основном формирования наблюдательного совета организации. В прикладном плане реализация процедур корпоративного управления в отношении Сбербанка должна обеспечиваться на основе Положения об осуществлении от имени Правительства РФ прав акционера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 августа 2020 г. № 1326. В нем прямо указано на реализацию указанных прав Минфином с учетом положений акционерного соглашения, действующего с момента его заключения и до истечения трех лет с момента отчуждения Банком России всех обыкновенных акций Сбербанка. При этом на ПАО не распространяется общее Положение о порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями АО и использовании специального права на участие РФ в управлении акционерными обществами («золотой акции»), утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738.

C позиции администрирования сбора неналоговых доходов необходимо отметить, что ранее доходы от участия Центробанка в капитале Сбербанка учитывались в прочих неналоговых доходах бюджета и на основании специальных законов подлежали перечислению с уменьшением на эту сумму части совокупной прибыли ЦБ РФ, направляемой в федеральный бюджет. В новом формате управления логично ожидать увеличения совокупного объема дивидендов, поступающих в федеральный бюджет.

Что касается общей структуры доходов федерального бюджета от приватизации (продажи) и использования государственного имущества, то в 2020 г., как и годом ранее, преобладали поступления из возобновляемых источников (более 94%), хотя доля доходов от приватизации (продажи) несколько выросла (примерно с 4% до 6%).