Понедельник, 27.04.2020, 15:59
На фоне бурных событий последних месяцев осталась незамеченной важная новация, касающаяся имущественной политики государства. Прекратила существование в качестве отдельного документа государственная программа (ГП) РФ «Управление федеральным имуществом», действовавшая с 2013 г. Она состояла из двух подпрограмм: «Повышение эффективности управления государственным имуществом и приватизации» и «Управление государственным материальным резервом», причем именно последняя являлась основным адресатом финансирования.
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 376 подпрограмма Ж «Управление федеральным имуществом» была включена в состав ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика». Ответственным исполнителем подпрограммы является Министерство финансов РФ, а участником – Росимущество, курируемое Минфином согласно принятой в начале текущего года структуре российского правительства. Подпрограмма рассчитана на 5 лет (до конца 2024 г.). Объем ассигнований из федерального бюджета на весь период реализации составляет около 21,2 млрд руб. Он поделен на сопоставимое по величине погодовое финансирование величиной от 4152,3 млн руб. в 2020 г. до 4282,5 млн руб. в 2023–2024 гг. (4204,8 млн руб. в 2021 г., 4272,9 млн руб. в 2022 г.). Однако необходимо иметь в виду, что речь идет именно о плановых, а не реальных объемах финансирования, определяемых состоянием федерального бюджета, на который ложится бремя внезапно возникших, крупных антикризисных расходов.
Целью подпрограммы заявлено повышение эффективности управления федеральным имуществом, а ее задачами – (1) создание универсальной системы учета и управления федеральным имуществом и обращенным в собственность государства и иным изъятым имуществом, а также выявление неэффективно используемого или используемого не по назначению федерального имущества; (2) повышение количества объектов государственной казны РФ и земельных участков, вовлеченных в гражданско-правовые отношения, и обеспечение сохранности ограниченных в обороте объектов федеральной собственности; (3) осуществление корпоративного контроля за реализацией задач, отраженных в программно-целевых документах хозяйственных обществ и унитарных предприятий, и оптимизация их состава.
Ожидаемыми результатами подпрограммы являются:
– создание к 2024 г. актуальной интегрированной базы сведений обо всех объектах федерального имущества (за исключением сведений, составляющих государственную тайну), а также обращенного в собственность государства и иного изъятого имущества, основанной на первичных данных иных информационных систем, содержащих сведения о таком имуществе, необходимой для принятия управленческих решений в отношении такого имущества;
– обеспечение формирования, уточнения границ земельных участков и внесение сведений о границах земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) площадью не менее 100 тыс. га ежегодно;
– сокращение к 2024 г. более чем на 60% площади казенных земельных участков, не вовлеченных в хозяйственный оборот (относительно 2012 г.);
– обеспечение роста поступлений в федеральный бюджет от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества;
– обеспечение ежегодного увеличения не менее чем на 10% количества акционерных обществ (АО), более половины голосующих акций которых принадлежит Российской Федерации, получивших чистую прибыль по итогам финансового года;
– сведение к минимуму к 2024 г. участия государства в деятельности коммерческих компаний на конкурентных рынках, обеспечение ежегодного сокращения количества организаций с государственным участием не менее чем на 10%;
– создание к 2024 г. комплексной системы в области выявления неэффективно используемого или используемого не по назначению федерального имущества.
Анализ целей, задач, результатов подпрограммы в новом формате позволяет говорить об известной преемственности с подпрограммой «Повышение эффективности управления государственным имуществом и приватизации» прежней ГП. Это подтверждает и перечень 7 целевых индикаторов и показателей новой подпрограммы.
Два из них (доля объектов имущества государственной казны РФ, вовлеченных в хозяйственный оборот, от общего количества объектов имущества государственной казны РФ на конец отчетного года и процент сокращения площади земельных участков государственной казны РФ, не вовлеченных в хозяйственный оборот, по отношению к площади земельных участков государственной казны РФ в 2012 г.) полностью совпадают с ранее использовавшимися.
Еще два индикатора представляют их модификацию. Вместо показателей ежегодного сокращения количества АО с государственным участием и ФГУПов появился единый индикатор абсолютного количества организаций с государственным участием, хотя ежегодное сокращение количества организаций с государственным участием не менее чем на 10% и приведено в ряду ожидаемых результатов.
Вместо показателя соотношения стоимости реализованного имущества, обращенного в собственность государства, и оценочной стоимости указанного имущества, определенной для цели реализации, появился коэффициент распоряжения движимым имуществом, обращенным в собственность государства в течение года (соотношение количества позиций движимого имущества, обращенного в собственность государства, выбывшего по результатам распоряжения им (переработка, реализация или уничтожение), за отчетный год, к суммарному количеству позиций движимого имущества, обращенного в собственность государства, находящихся на остатке на начало года и поступивших в течение года) (%).
Три индикатора можно считать новыми. Речь идет о площади земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых сформированы и уточнены границы, а также внесены сведения в ЕГРН (га), а также о долях продаж пакетов акций АО и объектов имущества государственной казны РФ, подлежащих продаже в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации (%, при отсутствии прямого указания на использование натуральных показателей).
При этом в новой подпрограмме полностью отсутствуют имевшиеся ранее показатели, характеризующие технологическое развитие управленческих процессов на уровне Росимущества, инструментарий управления АО с государственным участием и, самое удивительное, бюджетную результативность (обеспечение поступлений от приватизации и выплаты дивидендов по федеральным пакетам акций).
Однако не только это вызывает вопросы о релевантности новой подпрограммы «Управление федеральным имуществом» складывающейся в настоящее время ситуации. Весьма далеко от реальности заявленное в числе ожидаемых результатов, но не получившие отражения в перечне индикаторов, обеспечение ежегодного увеличения не менее чем на 10% количества АО, более половины голосующих акций которых принадлежит РФ, получивших чистую прибыль по итогам финансового года, и роста поступлений в федеральный бюджет от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества (особенно на фоне анонсированных льгот для арендаторов). А сведение к минимуму к 2024 г. участия государства в деятельности коммерческих компаний на конкурентных рынках в качестве будущего результата новой подпрограммы выглядит откровенно декларативно, никак не подкреплено нормативно и организационно.
Георгий Мальгинов – к.э.н., заведующий лабораторией проблем собственности и корпоративного управления