Пятница, 24.11.2023, 16:32
Внесенный российским правительством в парламент проект федерального бюджета на 2024 г. и плановый период 2025–2026 гг. предусматривает использование средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, в качестве отдельного источника финансирования дефицита федерального бюджета. При этом сам по себе проект соответствующего федерального закона, как и аналогичный документ годичной давности, не содержит информации о конкретной величине доходов от приватизации ни в основной части, ни в приложениях. Лишь в пояснительной записке и ряде сопроводительных материалов средства, поступающие от приватизации федеральной собственности, указываются наряду с государственными заимствованиями в качестве самостоятельного источника финансирования дефицита федерального бюджета.
Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества ожидаются в размере около 1,2 млрд руб. ежегодно. Их роль для финансирования дефицита федерального бюджета будет минимальна: в 2024–2026 гг. ожидаемая величина приватизационных доходов составит не более 0,1% от размера средств, предполагаемых к привлечению по государственным заимствованиям. Прогнозируемый ежегодный объем поступлений примерно на 1/5 уступает размеру, заявленному в действующем прогнозном плане (программе) приватизации на 2023–2025 гг. (утвержден распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2022 г. № 3718-р), и составляет 1,5 млрд руб.
При этом необходимо иметь в виду, что указанная ежегодная величина бюджетных доходов не включает средства, которые потенциально возможно выручить в ходе сделок c акциями крупнейших компаний, приватизируемых на основании специальных решений Президента РФ и Правительства РФ с учетом конъюнктуры рынка и рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов. В 2023–2024 гг. планируется прекращение участия государства в уставном капитале АО «Махачкалинский морской торговый порт». Для сравнения в этом контексте следует указать на общий размер средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности (в источниках внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета по данным Федерального казначейства) в минувшем 2022 г. (7,8 млрд руб.). Исходя из этого, можно сделать вывод о большой вероятности исполнения намеченных бюджетных проектировок при наличии определенных дополнительных возможностей в использовании средств от приватизации для финансирования бюджетного дефицита.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, на 2024 г. прогнозируются в объеме 1 405,8 млрд. руб. На протяжении всего периода 2024–2026 гг. наиболее весомым источником этих доходов (от 46% до 50%) являются дивиденды. Однако в отличие от многих предыдущих законопроектов о федеральном бюджете значимость этого вида бюджетных поступлений заметно уменьшилась, поскольку их доля в структуре совокупных доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, ранее составляла, как правило, от 60% до 80% (в бюджетных проектировках для 2021–2025 гг.).
В 2024 г. прогнозируется поступление в федеральный бюджет доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим государству, в сумме 652,3 млрд руб. (включая дивиденды ПАО «Сбербанк»), что на 33,3 млрд. руб. больше, чем ожидается в текущем году. Однако в последующие два года динамика носит разнонаправленный характер: снижение на 10% в 2025 г. сменяется приростом на 6,2% через год. Тем не менее, величина дивидендных поступлений в 2026 г. оказывается на 4,5% меньшей, чем в будущем 2024 г., превосходя оценку на 2023 г. всего на 0,7%. Достижение в 2024–2026 гг. величин около 0,6 трлн. руб. на фоне абсолютного максимума 2022 г. (753,5 млрд руб.) и динамики в предыдущие годы (422,7 млрд руб. в 2020 г. и 339,5 млрд руб. в 2021 г.) выглядит более или менее реалистично, хотя говорить об этом говорить с полной уверенностью в текущей ситуации не приходится.
Прочие же виды доходов федерального бюджета от использования государственного имущества по линии материальных активов (арендные платежи за землю и имущество, перечисление прибыли унитарных предприятий) носят дополняющий характер.
При рассмотрении блока имущественных отношений с точки зрения расходов необходимо отметить, что эти вопросы c конца 2020 г. были отнесены к курируемой Минфином РФ государственной программе (ГП) «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», в составе которой имеется и направление (подпрограмма) «Управление федеральным имуществом».
Финансирование упомянутой ГП в проекте нового федерального бюджета представлено в разрезе федеральных и ведомственных проектов, а также комплексов процессных мероприятий (КПМ). Одним из последних является КПМ «Управление федеральным имуществом». По нему ассигнования, предусмотренные законопроектом, составят: в 2024 г. – 6 202,8 млн руб., в 2025 г. – 6 115,4 млн руб., а в 2026 г. – 6 286,3 млн руб. Динамика расходов на реализацию данного КПМ в погодовом разрезе показывает, что весомое (на 5,8%) сокращение расходов в 2024 г. по сравнению с ожидаемым в текущем году уровнем продолжится и в 2025 г., хотя и в меньшей степени (на 1,4%), при последующем росте в 2026 г. с превышением значений 2024 г. на 1,3%.
«Управление федеральным имуществом» по величине ассигнований намного уступает большинству других КПМ, тем не менее, опережая по объемам финансирования «Сопровождение информационных систем обеспечения бюджетных правоотношений», «Осуществление государственных функций по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере», «Организация формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации», «Повышение эффективности деятельности Федеральной пробирной палаты по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней». В перечне ведомственных проектов (ВП) значится и ВП «Государство как эффективный собственник». Однако законопроект о федеральном бюджете на 2024–2026 гг. не предусматривает его финансирование, сосредотачивая все объемы именно в рамках КПМ «Управление федеральным имуществом».
Стоит отметить, что упоминаемые в рамках ВП и КПМ эффекты от реализации задач того или иного структурного элемента, имеющие количественное измерение, лишь частично совпадают с ожидаемыми результатами ГП «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» по направлению «Управление федеральным имуществом» в действующей официальной редакции. Такие индикаторы, как совпадение сведений реестра федерального имущества и иных государственных информационных систем, содержащих сведения об объектах федерального имущества, доля хозяйственных обществ, права акционера (участника) в которых осуществляет Росимущество, и ФГУПов, уровень рентабельности активов которых находится на уровне не ниже среднеотраслевого по итогам отчетного финансового года, в общем количестве таких хозяйствующих субъектов, доля АО, более 50% голосующих акций которых принадлежат РФ, получивших чистую прибыль по итогам финансового года, в наборе результатов ГП по направлению «Управление федеральным имуществом» отсутствуют.
Напомним, что ее целью является увеличение доходов от управления федеральным имуществом в целом (к 2030 г. не менее чем в 2 раза к уровню 2021 г.). В паспорте ГП «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», который присутствует среди сопроводительных документов к законопроекту, определены погодовые значения данного показателя в рамках грядущего бюджетного цикла при достижении к концу 2026 г. величины в 125% к базовому уровню 2021 г.
Георгий Мальгинов – к.э.н., заведующий лабораторией проблем собственности и корпоративного управления