Пятница, 28.04.2023, 11:16
Новая экономико-политическая ситуация, которая стала складываться на рубеже зимы и весны 2022 г., несла массу рисков для отечественной экономики во всех аспектах, включая отношения собственности и политику государства в этой сфере. Однако итоги выполнения федеральной приватизационной программы[1]
оказались лучше, чем можно было ожидать, отмечает к.э.н., заведующий лабораторией проблем собственности и корпоративного управления Института Гайдара Георгий Мальгинов.
Сделки в отношении активов, предназначенных для приватизации на основании специальных решений Президента РФ и Правительства РФ с учетом конъюнктуры рынка и рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов, не совершались, а Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт» и Банк ВТБ (ПАО) были исключены из программы вообще. В итоге к концу года в этой группе остался только Махачкалинский морской торговый порт, перешедший в следующую приватизационную программу.
При этом реализация федеральной приватизационной программы по стандартным процедурам характеризовалась примерным сохранением уровня предшествующего года. В 2022 г. были реализованы пакеты акций (доли в уставных капиталах) 54 хозяйственных обществ (в 2021 г. – 55), а в отношении 11 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) приняты решения об условиях приватизации (в 2021 г. – 64). В то же время заметно (на 43%) снизилось количество проданных объектов казны РФ, составившее 223 ед. (против 393 в 2021 г.). В еще большей степени негативная динамика коснулась реализации объектов незавершенного строительства (ОНС). Было продано всего 16 объектов (лотов) в составе 33 ОНС, тогда как годом ранее удалось реализовать 47 объектов в составе 121 ОНС.
По данным Отчета Росимущества о выполнении приватизационной программы в 2022 г. со ссылкой на данные Федерального казначейства, поступления от продажи пакетов акций (долей) хозяйственных обществ, не относящихся к крупнейшим, составили 7,8 млрд руб., превысив как прогноз, содержавшийся в приватизационной программе на 2020–2022 гг. (3,6 млрд руб.), так и величину аналогичного показателя за предшествующий 2020 г. (5,3 млрд руб.). Несмотря на внушительное сокращение объемов продажи имущества казны сумма перечислений в федеральный бюджет составила порядка 0,94 млрд руб., будучи сопоставимой с итогами 2020 г. (0,9 млрд руб.) и 2021 г. (1,03 млрд руб.).
Дальнейшие перспективы приватизационного процесса связаны с новой редакцией прогнозного плана (программы) приватизации (ППП), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2022 г. № 3718-р. Она стала следствием внесения изменений в Правила разработки прогнозных планов (программ) приватизации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 августа 2021 г. № 1401, установивших ежегодное смещение сроков начала и окончания реализации прогнозного плана приватизации. Де-факто, речь идет о новой приватизационной программе на 2023–2025 гг.
Ее количественные параметры существенно отличаются от предыдущей.
В 2023–2025 гг. планируется завершить приватизацию 23 ФГУПов и казенных предприятий, 160 хозяйственных обществ (в т.ч. долей участия в 9 ООО), а также 28 443 объектов иного имущества казны РФ. Если количество включенных в программу коммерческих организаций заметно сократилось (ФГУПов – в 3,6 раза, хозяйственных обществ – на 28%), то численность приватизируемых объектов иного имущества казны РФ в ППП 2023–2025 гг. оказалась в 25 раз большей. Как следует из Отчета Росимущества о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества 2022–2024 гг. в 2022 г., их основная масса (27 887 ед., или 98%) подлежит внесению в уставный капитал интегрированных структур, причем в отношении 27 455 объектов мероприятия по внесению в качестве вклада государства в уставный капитал АО «Оборонэнерго» осуществляет Минобороны России. Таким образом, возможна продажа всего около 550 объектов государственной казны РФ. С учетом динамики приватизируемых активов по остальным категориям можно предположить, что содержание новой приватизационной программы отразило необходимость задействовать принадлежащее государству имущества в большем масштабе, чем это представлялось до весны 2022 г.
Что касается поступлений в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, то они составят в 2023–2025 гг. 1,5 млрд руб. ежегодно. Прогнозируемый ежегодный объем поступлений примерно в 1,7 раза превосходит размер, заявленный в прогнозном плане (программе) приватизации на 2022–2024 гг. (0,9 млрд. руб. для 2023 г.). Для сравнения: первичная версия приватизационной программы 2020–2022 гг. предусматривала ежегодные поступления в размере 3,6 млрд руб., составляя в более поздней редакции для 2022 г. 3,9 млрд руб.
В отношении активов, реализуемых по индивидуальным схемам, планируется лишь прекращение участия государства в уставном капитале АО «Махачкалинский морской торговый порт» при возможности преобразования ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» в АО в случае принятия Президентом РФ решения об их исключении из перечня стратегических организаций.
Важные изменения были приняты в закон о приватизации.
Для имущества с начальной стоимостью менее 100 млн руб. стала возможна его реализация без включения в приватизационную программу, по принимаемому Минфином РФ перечню. Соответствующий документ, впервые утвержденный приказом ведомства от 15 декабря 2022 г. № 553, содержит 151 лот (273 объекта). Стимулирующее воздействие на приватизационный процесс должно оказать уменьшение вдвое (с 20% до 10% начальной цены) величины задатка при продаже имущества на аукционе, по конкурсу и посредством публичного предложения в случае соответствия указанному стоимостному порогу (до 100 млн руб.), а также появление возможности заключения договора купли-продажи с лицом, признанным единственным участником аукциона.
Реалии новой экономико-политической ситуации обусловили корректировку государственной программы (ГП) «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденную Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2672.
По направлению «Управление федеральным имуществом» она заключается в следующем. Целью ГП в этой части заявлено «Обеспечение к 2030 г. роста доходов от управления федеральным имуществом не менее чем в 2 раза (к уровню 2021 г.)» вместо роста доходов от дивидендных выплат хозяйственных обществ, права акционера (участника) в которых осуществляет Росимущество, не менее чем в 2,5 раза (к уровню 2021 г.). Рост совокупных доходов от управления федеральным имуществом заявлен также в качестве показателя ГП и первого из ожидаемых результатов по указанному направлению. В то же время другой результат стал выглядеть куда менее амбициозно: увеличение доли объектов имущества государственной казны РФ, вовлеченных в хозяйственный оборот, от общего количества объектов имущества государственной казны РФ на конец отчетного года должно составить 44% против 65% в прежней редакции.
[1] В 2022 году проходила реализация Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2022–2024 годы, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. № 3993-р.