Правительство отказало Минфину, который предлагал в ближайшие годы форсированно повышать акцизы на топливо класса «евро-4» и «евро-5». Если бы предложение министерства прошло, это означало бы, что цена литра такого бензина через три года выросла бы примерно на 5 рублей. Правительство предполагает значительно меньший рост цен.
На прошлой неделе правительство отказалось от форсированного повышения акцизов на высококачественный бензин класса «евро-4» (E4) и «евро-5» (E5). Ранее, в апреле, Минфин предлагал ускорить темпы роста акцизов на топливо. Тогда глава министерства Антон Силуанов отметил, что эти акцизы примерно в два раза ниже, чем на бензин второго и третьего классов (см. табл.). В результате из-за низких акцизов на высококачественное топливо переход на эти марки за три года снизит объем поступлений в дорожные фонды на 100 млрд рублей.
Напомним, что с 2011 года была изменена система начисления акцизов на нефтепродукты. Если до 2011 г. ставки акцизов были привязаны к октановому числу, то новая система ориентации на экологический класс бензина призвана стимулировать производство более чистого топлива за счет более низких ставок на бензин экологических классов 4 и 5.
С 1 января 2011 г. акцизы на все экологические классы автомобильного бензина выросли минимум на 40–50%, в 2012 г. – еще на треть, в последующие годы также предусмотрено повышение акцизов.
Резкое повышение ставок в 2011 и 2012 гг. в ситуации сохранение стабильных объемов бензина и дизеля обеспечило прирост в номинальном выражении сборов в 67% в 2011 г. по сравнению с уровнем 2010 г. и в около 27% по итогам 2012 г. Т.е. темпы индексации ставок в принципе обусловили схожие темпы роста поступлений от акцизов на нефтепродукты.
В то же время с точки зрения фискальной значимости акцизы на нефтепродукты обеспечивают не более 0,6% ВВП по итогам 2012 г. и, скорее всего, это максимальное значение, так как последующие темпы индексации в ситуации изменения структуры производства будут сокращать объем поступлений в среднесрочной перспективе, чего и опасаются в Минфине. При этом, по нашим оценкам, на рынке бензина до 2015 г. (до запрета 3 ЕВРО, к чему мы явно не готовы) можно не беспокоиться насчет кардинального изменения структуры производства в сторону более высокотехнологичных мощностей и связанного с этим падения поступлений акцизов. Более определенно можно утверждать про перспективы производства дизеля, так как структура производства модернизируется крайне медленно и вероятным сценарием приспособления отрасли к требованиям перехода на более высокие классы топлива будет увеличение доли экспорта дизеля.
Следовательно, форсированное повышение ставок акцизов на бензин классов 4 и 5, как того хочет Минфин, вряд ли оправданно, так как это приведет к еще большему увеличению доли налогов в структуре цены и ее росту. Уже по состоянию на начало 2012 г., по данным ОАО «Лукойл», налоги (включая акциз) в стоимости одного литра бензина «Регуляр-92» составляли более половины стоимости. По альтернативным данным экспертов, доля исключительно акциза в розничной цене варьируется в пределах 25–30%.
На наш взгляд, общая логика установления ставок может сводиться к обеспечению более выраженного различия между двумя соседними классами, в данном случае – 3 и 4 классов, нежели 12-15%, так как с учетом доли акцизов в цене это обеспечивает лишь экономию порядка 3-4% розничной цены. При этом разница между 4 и 5 классами должна быть явно менее выраженной (т.е. стимулом к переходу на 5 ЕВРО будет не только акцизный стимул, но и наличие запрета на производства 4 класса с 2016 г.).
И.А. Соколов – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики