Евросоюз инициировал первое арбитражное разбирательство с Российской Федерацией в рамках ВТО

Вторник, 09.07.2013, 17:46

Европейский союз уже неоднократно обвинял Российскую Федерацию в нарушении норм ВТО.



В ежегодном докладе Евросоюза о торговых и инвестиционных барьерах, опубликованном в марте 2013 г., Россия вошла в число основных государств, препятствующих развитию европейских компаний с помощью протекционистских мер. В частности, Еврокомиссия назвала «явно дискриминационной мерой» введенный с 1 сентября 2012 г. утилизационный сбор на импортные автомобили.

С момента присоединения России к ВТО в августе 2012 г. таможенные пошлины на импортные автомобили были снижены. Однако постановлением правительства «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» с 1 сентября 2012 г на ввозимые автомобили был введен утилизационный сбор, компенсирующий утраченную часть пошлины. При этом российские производители и автоконцерны, собирающие автомобили в России (только по моделям российской сборки), были освобождены от этого сбора под гарантию утилизации автомобилей в будущем.

Еврокомиссар по вопросам торговли Карел де Гюхт заявил, что «утилизационный сбор несовместим с базовым правилом ВТО, запрещающим дискриминацию импортных товаров». В ходе переговоров с комиссаром ЕС по торговле был разработан и в мае 2013 г. внесен в Госдуму законопроект, распространяющий утилизационный сбор и на отечественных автопроизводителей. Проект закона предусматривает отмену действующих правил, которые позволяют не платить утилизационный сбор российским производителям автотранспорта, принявшим добровольные гарантийные обязательства по утилизации выпускаемых ими автомобилей. Действие документа распространяется на автомобили, произведенные на территории особой экономической зоны в Калининградской области, а также в странах Таможенного союза. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что с вступлением в силу этого закона Россия «исполнит свои обязательства члена ВТО по созданию равных условий для отечественных производителей и импортеров».

Предполагалось, что законопроект, выравнивающий условия взимания утилизационного сбора с отечественных и иностранных производителей, будет принят до 1 июля 2013 г. Однако к этому сроку поправки не были приняты, Госдума ушла на летние каникулы. В результате 9 июля 2013 г. агентство Рейтер1 сообщило о том, что Европейский союз подал иск против России в суд ВТО по поводу утилизационного сбора на автомобили.

Правилами ВТО участникам спора отводится 60 дней на «мирное» урегулирование, т.е. на решение проблемы в ходе консультаций. Через 60 дней истец имеет право потребовать формирования третейской группы.

Н.П. Воловик – зав. лабораторией внешнеэкономической деятельности

1
http://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUMSE96802U20130709