Эксперты Института Гайдара о влиянии «мокрого» лизинга на авиаотрасль России

Tuesday, 22.04.2025, 17:10

Эксперты Института Гайдара прокомментировали для «Независимой газеты» новый закон о расширении «мокрого» лизинга для российских авиакомпаний, который позволяет им арендовать самолёты вместе с экипажем у иностранных авиаперевозчиков.

Анастасия Левченко, научный сотрудник лаборатории отраслевых рынков и инфраструктуры Института Гайдара, считает, что эта мера не приведёт к снижению цен на билеты. «Большинство авиаперевозчиков в России использует систему динамического ценообразования, то есть цена на авиабилеты растёт по мере загруженности кресел. Удельные издержки при аренде самолёта с экипажем могут оказаться значительно выше, чем при обслуживании маршрутов собственными воздушными судами, что также будет давить на цены», — пояснила эксперт.

Она также отметила, что иностранные перевозчики могут попасть под вторичные санкции, что-либо отпугнёт их от предоставления «мокрого» лизинга, либо приведёт к увеличению стоимости услуги.

Дмитрий Евдокимов, сотрудник лаборатории количественного анализа экономических эффектов Института Гайдара, обратил внимание на то, что услуги «мокрого» лизинга будут предоставлять компании «второго эшелона», что потребует тщательной проверки безопасности полётов и состояния техники.

Он также привёл в пример накопленный Белоруссией и Ираном опыт, который может быть полезен для России. «Белоруссия через расширение авиасообщений с азиатскими странами и адаптацию к новым перевозчикам частично компенсировала санкционные ограничения. Иран, находясь под санкциями десятилетиями, сумел развить сервис внутренней авиации и сохранить функционирование национального парка за счёт „каннибализации“ техники и развития локального ремонта. Однако оба опыта показывают, что решение проблемы требует времени, системных инвестиций в обслуживание и подготовки кадров», — отметил Дмитрий Евдокимов.

«Авиаотрасль Ирана находится под санкциями уже около 40 лет. В 1990-х и начале 2000-х авиакомпании из России и других государств осуществляли каботажные авиаперевозки внутри Ирана. Санкционное давление на авиаотрасль Ирана привело к её упадку. Главной проблемой Ирана стало отсутствие новых самолётов, а также нехватка специалистов в области авиастроения», — добавила Анастасия Левченко.

Изображение от vectorjuice на Freepik