Пятница, 28.11.2014, 08:00
Согласно принятому 27 ноября решению ОПЕК, квоты на добычу нефти в условиях ее переизбытка на рынке не будут снижаться и в 2015 г. останутся на уровне 30 млн барр. в сутки. По словам генерального секретаря организации Абдаллы Салем аль-Бадри, в настоящее время у ОПЕК нет оснований для понижения квот на производство нефти: рынок сам должен найти равновесную цену нефти и даже если эта цена сейчас низка, ОПЕК признает ее справедливой.
Такое решение организации, как и ожидалось экспертами, мгновенно привело к обвалу цены на нефть марки Brent до 74,5 долл./барр. Надо отметить, что в российском Минфине довольно умеренно отреагировали на столь драматичные новости. Как заявил директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина России Максим Орешкин, сложившиеся обстоятельства подтверждают позицию министерства, которая заключается в необходимости адаптации бюджетной политики России к новым, более низким, ценам на нефть, которые могут остаться на таком уровне на достаточно длительный период. Адаптация в среднесрочном периоде, по словам Орешкина, заключается в ужесточении политики государственных расходов и их возможной оптимизации.
Заметим, что необходимость оптимизации бюджетных расходов назрела еще до решения ОПЕК и резкого снижения цен на нефть. Как показали расчеты Института Гайдара, в долгосрочном периоде фискальная позиция России, которая на первый взгляд кажется относительно прочной, находится под серьезной угрозой и источника у этой угрозы два. Во-первых, демографические тенденции, в частности, старение населения, которые станут причиной существенного роста расходов по социальным статьям (здравоохранение и пенсионное обеспечение). Во-вторых, параллельно с этим процессом ожидается сокращение доходов, главным образом, за счет выпадения нефтегазовых доходов. Интересно отметить, что сокращение нефтегазовых доходов в большей степени обусловлено не сокращением добычи и снижением нефтяных цен, а отставанием темпов роста налоговых поступлений от нефтегазового сектора от темпов экономического роста. Таким образом, для стабилизации российской бюджетной системы уже сейчас требуется принятие мер, направленных на повышение эффективности госрасходов и проведение институциональных реформ в социальной сфере. Кроме того, перед властями стоит задача поиска новых источников доходов за счет иных налогов в целях замещения выпадающих нефтегазовых доходов.
Что касается перспектив экономического развития России, то, как неоднократно отмечалось ранее, в условиях сохранения экономических санкций и существенного падения цен на нефть российскую экономику уже в следующем году может ожидать спад, поскольку новые факторы роста ВВП пока отсутствуют, а повышения совокупной факторной производительности (иными словами, повышения качества имеющихся факторов) в ближайшее время ожидать не приходится. С одной стороны, подобные перспективы кажутся весьма удручающими, с другой – существенное падение цен на нефть может оказать и положительный эффект с точки зрения экономического роста.
Высокий уровень нефтяных цен благоприятствовал беспрецедентно высоким темпам роста экономики РФ в 2000–2007 гг., стал одним из факторов перегрева, однако позволил России выйти из кризиса 2008–2009 гг. с меньшими потерями, чем это могло оказаться при низких ценах на нефть. До настоящего времени высокие мировые цены на энергоносители «вытягивали» российскую экономику на небольшие, но положительные значения темпов роста. Однако, судя по всему, и этот благоприятный для нас период закончился. Известным фактом является то, что благоприятные внешнеторговые условия в фундаментальном смысле тормозят экономическое развитие страны, поскольку у правительства отсутствуют стимулы к проведению как глубоких, структурных реформ, направленных на диверсификацию экономику и смещение акцента с нефтегазового сектора на производящие отрасли, так и реформ в целях повышения уровня институционального развития.
Таким образом, возможно, что резкое падение цен на нефть в конце 2014 г. станет поворотной точкой в развитии экономики России и своего рода стимулом для поиска нового равновесия. Хотелось бы только надеяться, что это равновесие будет основано на качественной реструктуризации экономики и, как следствие, новых фундаментальных факторах экономического роста.
Мария Казакова – к.э.н., зам. зав. международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости