13 июня 2013 г. Владимир Путин представил один из основополагающих документов стратегического планирования, определяющий основные направления бюджетной политики на последующие три года – Бюджетное послание Президента России.
Существенных отличий от двух предыдущих документов не отмечается, по-прежнему сохраняют актуальность системные проблемы бюджетной системы, в частности:
- необходимость обеспечения устойчивости федерального бюджета в связи с сокращением нефтегазовых доходов, с одной стороны, и увеличением «длящихся» социальных обязательств, с другой;
- отсутствие координации стратегического и бюджетного планирования, слабая приоритизация расходов бюджетной системы;
- реформа бюджетного сектора не обеспечивает повышение доступности и качества государственных услуг,
- низкая эффективность и качество управления государственным имуществом, в том числе суверенными фондами;
- незавершенность реформы пенсионной системы и т.п.
В то же время ряд мер, направленных на сбалансированность и эффективность бюджетной системы, поставленные в Бюджетных посланиях 2011 г. и 2012 г. (например, введение бюджетного правила и создание законодательной базы для формирования и исполнения бюджетов всех уровней на основе государственных и муниципальных программ), несколько снизили остроту проблем, но этого явно недостаточно с учетом нарастания негативных внешних и внутренних макроэкономических факторов.
В связи с этим последующий анализ Бюджетного послания проводится сквозь призму адекватности и своевременности направлений среднесрочной бюджетной политики существующим вызовам.
Подробнее см. >>>
Т.В. Тищенко – к.э.н., с.н.с. лабораторий бюджетной политики