Понедельник, 28.10.2013, 13:59
Вносимый российским правительством в парламент проект федерального бюджета на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 годов предусматривает использование средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, в качестве отдельного источника финансирования дефицита федерального бюджета.
При этом сам по себе проект соответствующего федерального закона, как и аналогичный документ годичной давности, не содержит информации о конкретной величине доходов от приватизации ни в основной части, ни в приложениях. Лишь в пояснительной записке к документу средства, поступающие от приватизации федеральной собственности, указываются наряду с государственными заимствованиями в качестве самостоятельного источника финансирования дефицита федерального бюджета.
В контексте этого сообщается, что в 2014–2016 гг. планируется приватизировать пакеты акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики. Конкретные сроки и способы приватизации этих компаний будут определяться Правительством РФ с учетом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов.
Далее, конкретизируя данный аспект, в пояснительной записке к вносимому в парламент законопроекту о федеральном бюджете на 2014–2016 гг. де-факто излагается содержание Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014–2016 гг., утвержденные распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2013 г. № 1111-р.
В связи с этим необходимо отметить, что в документе планы приватизации крупнейших компаний претерпели серьезные изменения по сравнению с тем, как в действующей приватизационной программе на 2011–2013 гг. этот процесс был конкретизирован более года назад распоряжением Правительства РФ от 20 июня 2012 г. № 1035-р. Из перечня предполагаемых к приватизации активов выпали «Росагролизинг», «Россельскохозбанк» (ранее заявлялась перспектива прекращения участия государства в капитале до 2016 г.) и ФСК ЕЭС (было предусмотрено сокращение размеров госпакета до 75% плюс 1 акция), но добавились «РОСНАНО» (предполагалось уменьшение доли государства в капитале до 90% путем выпуска и размещения дополнительных акций), «Ростелеком», «Росспиртпром», Государственная транспортная лизинговая компания и два столичных аэропорта.
В отличие от приватизационной программы на 2011–2013 гг. в ее версии, датированной июнем 2012 г., сокращение доли участия Российской Федерации в уставном капитале многих крупнейших компаний предполагает сохранение корпоративного контроля или, по крайней мере, возможности влиять на процедуры корпоративного управления посредством блокирующего пакета акций (25% плюс 1 акция).
Прекращение участия государства в капитале в 2014–2016 гг. заявлено для 7 компаний (Росспиртпром, Объединенная зерновая компания (ОЗК), РОСНАНО, Ростелеком, Международный аэропорт «Шереметьево» (МАШ), Аэропорт «Внуково», Международный аэропорт «Внуково»), из которых в прежней приватизационной программе лишь ОЗК и МАШ имели такую перспективу до 2016 г. При этом в отношении трех столичных аэропортов должны быть учтены решения Президента РФ и Правительства РФ по стратегическому развитию Московского авиационного узла. Для них, как и еще ряда компаний (ОЗК, АЛРОСА, Ростелеком) возможно использование специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»). При этом стоит отметить, что практически по каждой из этих компаний прекращение участия государства в капитале с большой долей вероятности вызовет определенные вопросы с точки зрения целесообразности и обоснованности.
Реализация данных мероприятий позволит обеспечить поступление в федеральный бюджет средств в сумме 196,8 млрд руб. в 2014 г., 158,5 млрд руб. – в 2015 г., 99,9 млрд руб. – в 2016 г. Налицо явное уменьшение величины прогнозируемых поступлений от приватизации государственной собственности по сравнению с теми, что приведены в пояснительной записке со ссылкой на действующий федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»: в 2014 г.– почти на 40% (против 330,8 млрд руб.), в 2015 г. – почти в 4 раза (против 595,1 млрд руб.). При этом стоит отметить, что в доступных для ознакомления версиях указанного закона (с изменениями и дополнениями, внесенными законами в июне текущего года) данные о величине средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, отсутствуют, как и ее выделение среди иных источников финансирования бюджетного дефицита. В рамках нового федерального бюджета поступления от приватизации играют подчиненную роль для финансирования его дефицита. Так, в 2014 г. ожидаемая величина приватизационных доходов составит менее 1/3 от средств, предполагаемых к привлечению по государственным заимствованиям, в 2015 г. – около 1/5, в 2016 г. – примерно 1/10.
Говорить о реальности достижения заявленных ориентиров, имея в виду конкретную величину приватизационных доходов федерального бюджета, довольно сложно, поскольку она зависит как от перечня предполагаемых к продаже активов, так и их стоимости, что связано с процедурами оценки и конъюнктурой фондового рынка.
В новой приватизационной программе на 2014–2016 гг. упоминаются доходы в размере 3 млрд руб. ежегодно против оценки в 6 млрд руб. для 2011 г. и по 5 млрд руб. ¬– для 2012 г. и 2013 г. в действующей приватизационной программе. Однако прогноз основных поступлений от приватизации за счет продажи акций крупнейших компаний, имеющих высокую инвестиционную привлекательность, в случае принятия Правительством РФ отдельных решений в количественном выражении вообще отсутствует, тогда как в предыдущей приватизационной программе фигурировала величина в 1 трлн руб. в течение 2011–2013 гг.
В качестве позитивных моментов вносимого на рассмотрение парламента законопроекта о бюджете на очередной 3-летний срок стоит отметить наличие детальных проектировок по доходам от использования государственного имущества. Важнейшая роль в их ряду принадлежит дивидендам по федеральным пакетам акций. Так, в 2014 г. прогнозируется их поступление в федеральный бюджет в размере 192,7 млрд руб., в 2015 г. – 200,4 млрд руб., в 2016 г. – 761 млрд руб.
Такой рост в 2016 г. обусловлен перечислением в федеральный бюджет доходов в виде дивидендов по акциям ОАО «Роснефтегаз» в результате продажи 19,5% минус 1 акция ОАО «НК «Роснефть» (423,5 млрд руб.) и предполагаемым эффектом от решения Правительства РФ о направлении на выплату дивидендов по акциям, принадлежащим государству, не менее 35% чистой прибыли акционерных обществ, определенной по данным консолидированной финансовой отчетности (106,0 млрд руб.).
Прочие же виды доходов федерального бюджета от использования государственного имущества по линии материальных активов (арендные платежи за землю и имущество, перечисление прибыли унитарных предприятий) носят дополняющий характер.
Как и в случае с приватизационными поступлениями, на величину доходов от использования государственного имущества может воздействовать макроэкономическая ситуация, особенно в части доходов, являющихся производной от деятельности государства как субъекта хозяйствования (дивиденды). Еще одним фактором, требующим в связи с этим дополнительного анализа, являются возможные решения по регулированию тарифов естественных монополий, затрагивающие, в первую очередь, государственный сектор экономики.
Г.Н. Мальгинов – к.э.н., зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления