Monday, 26.05.2025, 16:10
Для строительства 130 кораблей для Северного морского пути (СМП) до 2036 года потребуется как минимум 480 тысяч тонн судостроительной стали, а максимальный объем может достигать 4,1 миллиона тонн. Эти данные предоставил
По словам эксперта, точный объём необходимой стали зависит от структуры флота. Он отметил, что в обновленной стратегии развития судостроительной промышленности РФ до 2036 года отсутствуют данные о распределении типов судов, поэтому расчёты основаны на предполагаемой структуре.
Дмитрий Евдокимов подсчитал, что флот может состоять из 20 контейнеровозов арктического класса, 25 балкеров, 30 судов снабжения и поддержки, 20 танкеров для нефти, 15 продуктовозов, 20
Сталь — основной конструкционный материал, для судов арктического класса используется низкотемпературная высокопрочная судостроительная сталь, устойчивая к хрупкому разрушению при температурах до -50 °C (например, марки EH40, AH36).
Алюминий и алюминиевые сплавы применяются в надстройках, лёгких внутренних конструкциях, лестницах, палубных системах для снижения веса и антикоррозийной стойкости. Расход: от 100 до 500 тонн на судно.
Нержавеющая сталь, бронза, медь используются в производстве трубопроводов, теплообменников, арматуры, насосов, гребных валов и винтов. Расход для одного крупного газовоза или танкера — до 500–800 тонн цветных и специальных металлов.
Сплавы никеля, титана, марганца (в составе легированных сталей) добавляются в корпусные и энергетические конструкции для повышения прочности, устойчивости к трению, обледенению, нагрузкам и коррозии. В зависимости от типа стали, на каждый миллион тонн судовой стали приходится:
В таблице 1 представлены модельные оценки расхода различных металлов на строительство одного судна. Фактический расход зависит от водоизмещения, типа и серийности судна и может отличаться от указанных значений.
Таблица 1. Предпосылки о расходе металлов на 1 судно
Тип корабля | Водоизмещение, тонн | Расход металла на 1 судно, тонн | ||||||
Судостроительная сталь | Алюминий и сплавы | Медь, бронза, латунь | Нержавеющая сталь | Никель | Марганец | Прочие легирующие элементы | ||
Контейнеровозы арктического класса | 50000 | 15238 | 143 | 167 | 214 | 119 | 214 | 36 |
Балкеры | 70000 | 21333 | 200 | 233 | 300 | 167 | 300 | 50 |
Суда снабжения и многофункциональные суда поддержки | 9500 | 2895 | 27 | 32 | 41 | 23 | 41 | 7 |
Танкеры для сырой нефти | 105000 | 32000 | 300 | 350 | 450 | 250 | 450 | 75 |
Продуктовозы | 45000 | 13714 | 129 | 150 | 193 | 107 | 193 | 32 |
Танкеры-газовозы | 105000 | 32000 | 300 | 350 | 450 | 250 | 450 | 75 |
В таблице 2 представлены оценки предполагаемого расхода материалов на строительство флота из 130 судов. Обновлённые стратегические документы не содержат данных о распределении типов судов в составе планируемого флота для Северного морского пути, поэтому расчёты основаны на допущении о вероятной структуре распределения кораблей по типам.
Таблица 2. Расход металлов на строительство флота в 130 кораблей, на основе модельных предпосылок
Тип корабля | Распределение судов, средний сценарий | Расход металла на флот, тонн | ||||||
Судостроительная сталь | Алюминий и сплавы | Медь, бронза, латунь | Нержавеющая сталь | Никель | Марганец | Прочие легирующие элементы | ||
Контейнеровозы арктического класса | 20 | 304762 | 2857 | 3333 | 4286 | 2381 | 4286 | 714 |
Балкеры | 25 | 533333 | 5000 | 5833 | 7500 | 4167 | 7500 | 1250 |
Суда снабжения и многофункциональные суда поддержки | 30 | 86857 | 814 | 950 | 1221 | 679 | 1221 | 204 |
Танкеры для сырой нефти | 20 | 640000 | 6000 | 7000 | 9000 | 5000 | 9000 | 1500 |
Продуктовозы | 15 | 205714 | 1929 | 2250 | 2893 | 1607 | 2893 | 482 |
Танкеры-газовозы | 20 | 640000 | 6000 | 7000 | 9000 | 5000 | 9000 | 1500 |
Итого: | 130 | 2410667 | 22600 | 26367 | 33900 | 18833 | 33900 | 5650 |
В таблице 3 представлены контрфактические интервалы расхода металлов. Рассматриваются два дополнительных сценария: минимальный предполагает флот, полностью состоящий из судов с наименьшим водоизмещением (многофункциональные суда поддержки), максимальный — флот, состоящий исключительно из судов с наибольшим водоизмещением (танкеры для сырой нефти или
Таблица 3. Границы интервала модельного расхода металла на флот в 130 кораблей, в зависимости от состава флота по типам кораблей
Судостроительная сталь | Алюминий и сплавы | Медь, бронза, латунь | Нержавеющая сталь | Никель | Марганец | Прочие легирующие элементы | |
Расход металла на флот (минимум), тонн | 476190 | 4464 | 5208 | 6696 | 3720 | 6696 | 1116 |
Расход металла на флот (максимум), тонн | 4085181 | 38299 | 44682 | 57448 | 31915 | 57448 | 9575 |