Дмитрий Евдокимов оценил потребность в стали для строительства флота СМП в 4,1 млн тонн

Monday, 26.05.2025, 16:10

Для строительства 130 кораблей для Северного морского пути (СМП) до 2036 года потребуется как минимум 480 тысяч тонн судостроительной стали, а максимальный объем может достигать 4,1 миллиона тонн. Эти данные предоставил Дмитрий Евдокимов, научный сотрудник лаборатории количественного анализа экономических эффектов Института Гайдара, для издания «Прайм».

По словам эксперта, точный объём необходимой стали зависит от структуры флота. Он отметил, что в обновленной стратегии развития судостроительной промышленности РФ до 2036 года отсутствуют данные о распределении типов судов, поэтому расчёты основаны на предполагаемой структуре.

Дмитрий Евдокимов подсчитал, что флот может состоять из 20 контейнеровозов арктического класса, 25 балкеров, 30 судов снабжения и поддержки, 20 танкеров для нефти, 15 продуктовозов, 20 танкеров-газовозов. Эксперт также представил детальные расчёты потребности в различных металлах для строительства судов разных типов.
Сталь — основной конструкционный материал, для судов арктического класса используется низкотемпературная высокопрочная судостроительная сталь, устойчивая к хрупкому разрушению при температурах до -50 °C (например, марки EH40, AH36).

  • На одно крупнотоннажное судно (танкер, газовоз, балкер): 20 000–35 000 тонн стали.
  • На средний контейнеровоз или продуктовоз: 10 000–20 000 тонн.
  • На суда снабжения и вспомогательные: 4 000–10 000 тонн.

Алюминий и алюминиевые сплавы применяются в надстройках, лёгких внутренних конструкциях, лестницах, палубных системах для снижения веса и антикоррозийной стойкости. Расход: от 100 до 500 тонн на судно.
Нержавеющая сталь, бронза, медь используются в производстве трубопроводов, теплообменников, арматуры, насосов, гребных валов и винтов. Расход для одного крупного газовоза или танкера — до 500–800 тонн цветных и специальных металлов.
Сплавы никеля, титана, марганца (в составе легированных сталей) добавляются в корпусные и энергетические конструкции для повышения прочности, устойчивости к трению, обледенению, нагрузкам и коррозии. В зависимости от типа стали, на каждый миллион тонн судовой стали приходится:

  • никеля — 15–25 тыс. тонн;
  • марганца — 25–40тыс. тонн;
  • хрома, молибдена, ванадия – в меньших количествах (1–3 тыс. тонн).

В таблице 1 представлены модельные оценки расхода различных металлов на строительство одного судна. Фактический расход зависит от водоизмещения, типа и серийности судна и может отличаться от указанных значений.

Таблица 1. Предпосылки о расходе металлов на 1 судно

Тип корабля Водоизмещение, тонн Расход металла на 1 судно, тонн
Судостроительная сталь Алюминий и сплавы Медь, бронза, латунь Нержавеющая сталь Никель Марганец Прочие легирующие элементы
Контейнеровозы арктического класса 50000 15238 143 167 214 119 214 36
Балкеры 70000 21333 200 233 300 167 300 50
Суда снабжения и многофункциональные суда поддержки 9500 2895 27 32 41 23 41 7
Танкеры для сырой нефти 105000 32000 300 350 450 250 450 75
Продуктовозы 45000 13714 129 150 193 107 193 32
Танкеры-газовозы 105000 32000 300 350 450 250 450 75

В таблице 2 представлены оценки предполагаемого расхода материалов на строительство флота из 130 судов. Обновлённые стратегические документы не содержат данных о распределении типов судов в составе планируемого флота для Северного морского пути, поэтому расчёты основаны на допущении о вероятной структуре распределения кораблей по типам.

Таблица 2. Расход металлов на строительство флота в 130 кораблей, на основе модельных предпосылок

Тип корабля Распределение судов, средний сценарий Расход металла на флот, тонн
Судостроительная сталь Алюминий и сплавы Медь, бронза, латунь Нержавеющая сталь Никель Марганец Прочие легирующие элементы
Контейнеровозы арктического класса 20 304762 2857 3333 4286 2381 4286 714
Балкеры 25 533333 5000 5833 7500 4167 7500 1250
Суда снабжения и многофункциональные суда поддержки 30 86857 814 950 1221 679 1221 204
Танкеры для сырой нефти 20 640000 6000 7000 9000 5000 9000 1500
Продуктовозы 15 205714 1929 2250 2893 1607 2893 482
Танкеры-газовозы 20 640000 6000 7000 9000 5000 9000 1500
Итого: 130 2410667 22600 26367 33900 18833 33900 5650

В таблице 3 представлены контрфактические интервалы расхода металлов. Рассматриваются два дополнительных сценария: минимальный предполагает флот, полностью состоящий из судов с наименьшим водоизмещением (многофункциональные суда поддержки), максимальный — флот, состоящий исключительно из судов с наибольшим водоизмещением (танкеры для сырой нефти или танкеры-газовозы). Эти сценарии не предполагаются к реализации на практике, однако позволяют задать верхние и нижние границы возможного расхода металлов в зависимости от состава флота и распределения судов по типам.

Таблица 3. Границы интервала модельного расхода металла на флот в 130 кораблей, в зависимости от состава флота по типам кораблей

Судостроительная сталь Алюминий и сплавы Медь, бронза, латунь Нержавеющая сталь Никель Марганец Прочие легирующие элементы
Расход металла на флот (минимум), тонн 476190 4464 5208 6696 3720 6696 1116
Расход металла на флот (максимум), тонн 4085181 38299 44682 57448 31915 57448 9575