Сегодня в экспертном сообществе достаточно распространено представление о том, что в России существует острый дефицит рабочих рук. В частности, Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ, выразил такое мнение в своем интервью радиостанции «Эхо Москвы» 22 мая. По мнению С. Алексашенко, России необходимо масштабно использовать труд мигрантов.
Реальность выглядит несколько более сложной. По
данным Росстата, в период 2000–2010 гг. общая численность рабочей силы в России выросла с 65,2 млн до 69,8 млн человек. Численность работников в сегменте неквалифицированной рабочей силы, составлявшая в
2000 г. 8,7 млн человек, к
2002 г. сократилась до 7,5 млн человек. В течение последних восьми лет этот показатель оставался неизменным: в
2010 г. численность неквалифицированной рабочей силы составляла все те же 7,5 млн человек. На основе этих данных видно, что если в России и существует нехватка рабочих рук, то только в сегменте квалифицированного труда. В сегменте же низкоквалифицированного труда этого дефицита не существует, наоборот, масштабная миграция из стран Средней Азии дестимулирует реструктуризацию сектора неквалифицированной рабочей силы.
Россия существенно уступает развитым странам по уровню производительности труда. По
данным Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), в 2011 г. средняя почасовая выработка в России составляла лишь 21,5 долл., что существенно ниже уровня США (60,2 долл.), Германии(55,8 долл.) и Франции (57,7 долл.). Это означает, что главным потенциальным драйвером роста российской экономики является повышение производительности труда. Высвобождению этого ресурса мешают несколько факторов.
Во-первых, российский рынок труда чрезвычайно зарегулирован. Об этом, в частности, свидетельствует
индекс защиты занятости ОЭСР, ранжирующий рынки труда по шкале от 0 (низкий уровень регулирования) до 6 (высокий уровень регулирования). В 2008 г. российское трудовое законодательство в сегменте постоянных работников получило оценку 2,77 балла, что существенно выше аналогичного показателя для США (0,56), Великобритании (1,17) и Австралии (1,37).
Во-вторых, в российской экономике доминируют государственные компании. Если в работающей по всему миру компании Royal Dutch Shell занято 87 тыс. сотрудников, то в отечественной Роснефти – 168 тыс. человек. Численность штата таких госкорпораций, как
Газпром (404 тыс. человек),
Ростехнологии (900 тыс. человек) и
РЖД (1 млн 75 тыс. человек) говорит сама за себя. В сфере
ЖКХ занято 4,2 млн человек.
В-третьих, в России сильно раздуты штаты бюрократических ведомств. По
данным Росстата, в 2012 г. в федеральных и региональных органах государственной власти было занято 737,7 тыс. человек. Количество муниципальных чиновников составляло 336,3 тыс. человек. Численность сотрудников Министерства внутренних дел
составляет 1,1 млн человек.
В-четвертых, в России до сих пор существует институт призывной армии. В результате, ежегодно около
300 тыс. молодых людей оказываются за пределами рынка труда.
В-пятых, в России очень низкая внутренняя мобильность населения. Согласно
данным Института демографии Высшей школы экономики, если в 1990 г. во внутренней миграции было задействовано 4,3 млн жителей РСФСР, то в 2010 г. – лишь 2,1 млн граждан РФ.
Реструктуризация государственных корпораций, глубокая перестройка бюрократического аппарата, полная отмена армейского призыва, радикальная либерализация рынка труда, стимулирование внутренней миграции – все эти меры окажут сильное воздействие на российский рынок рабочей силы, будут способствовать технологическому обновлению секторов экономики, в которых заняты работники, не обладающие высокой квалификацией. Вместе с тем, необходимо отменить въездные визы для граждан стран – членов ОЭСР. До тех пор, пока Россия закрыта от развитого мира, ни о какой модернизации не может идти речи.
К.В. Родионов – м.н.с. лаборатории институциональных проблем
В комментарии выражено личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Института.