5 апреля Президент подписал закон о Федеральной контрактной системе (ФКС). ФКС должна прийти на смену многострадальному федеральному закону № 94 (ФЗ-94), с середины 2000-х годов определявшему правовое поле в сфере госзакупок.
Вокруг принятия ФКС было сломано столь много копий, что в средствах массовых информации и в частных разговорах можно было порою услышать самые неожиданные выводы о последствиях перехода от ФЗ-94 к ФКС. Не ставя целью обсудить каждое из этих прогнозных предположений, остановлюсь только на принципиальных возможностях и рисках этого перехода.
- ФЗ-94 не регулировал стадию планирования госзакупок. Многочисленные истории о том, как чиновники закупали автомобили представительских классов или другие «блага роскоши», как раз и были связаны с тем, что потребности заказчиков определялись ими самостоятельно. В ФКС появилась целая глава, посвященная планированию, в которой, в частности, появились нормы по обоснованию и нормированию потребностей заказчиков, по созданию и информационному размещению планов-графиков закупок. Это новшество с одобрением воспринято экспертным сообществом.
- ФКС дает больше свободы заказчикам на стадии размещения. Выражается это в расширении перечня закупочных процедур (двухэтапный конкурс, конкурс с предквалификацией, запрос предложений), а также в появлении революционной нормы о стоимости владения как критерия отбора заявок. Именно вокруг этого развернулась основная дискуссия между Минэкономразвития (сторонником ФКС) и ФАС с Минфином (противниками). Сторонники ФКС упирают на то, что ФЗ-94 с его акцентом на ценовой критерий при отборе заявок создает риски демпинга в ходе закупок инновационных и технологически сложных благ (в ст.10 ФКС фигурирует принцип стимулирования инноваций). Противники повторяют слова классика исследования коррупции Роуз-Аккерман о том, что большая свобода для заказчика подразумевает большие риски коррупции.
- В ФКС расширены полномочия по контролю над государственными закупками. Помимо аудита Счетной Палаты будут осуществляться мониторинг и контроль госзакупок. Мониторинг подразумевает аналитическое сопровождение государственных закупок, а контроль предполагает создание полноценного органа, уполномоченного давать предписания по соблюдению закупочного законодательства. Пожалуй, одна из главных интриг ФКС состоит в том, на кого в итоге будут возложены полномочия по контролю (МЭР, ФАС, Минфин?)
В заключение отмечу, что с принятием ФКС законотворческая деятельность в сфере госзакупок продолжится, потому что на откуп Правительству оставлены многие существенные нормы. К их числу относятся нормирование и обоснование потребности, каталогизация товаров, работ, услуг, условия и характер применения критерия стоимости владения, определение уполномоченных по проведению мониторинга и контроля госзакупок.
С.Г. Белев – научный сотрудник лаборатории бюджетной политики