Затягивание Китаем выдачи разрешений на экспорт редкоземельных металлов может привести к серьёзным убыткам и даже приостановке работы предприятий по всему миру, особенно в европейской автомобильной промышленности. Такое мнение высказала РИА Новости заведующая лабораторией анализа лучших международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко.
«Возобновление в апреле 2025 года обязательных лицензий на экспорт редкоземельных элементов из Китая (монополиста этого рынка — 91% переработки) не является новой практикой, Китай с 2007 года систематически вводит такие ограничения. Как правило, такие меры ломают налаженные цепочки поставки, а рынок реагирует стабильно высокими ценами на сырьё (к 6 июню, по данным Shanghai Metals Market, цены на рынке редкоземов за 2 месяца так и не снижаются). Ограничения Китая были введены очевидно в ответ на экономическое противостояние с США и так и не были отменены несмотря на то, что 12 мая США и Китай совместно приостановили действие 24% таможенного тарифа.
Текущие ограничения, например, уже наносят урон европейский автомобильной промышленности. По данным CLEPA, все обостряется тем, что с апреля китайские власти одобрили только около четверти из сотен заявок на экспортные лицензии. Например, по данным СМИ, к июню Китай предоставил временные экспортные лицензии поставщикам 3 ведущих американских автопроизводителей на 6 месяцев (General Motors, Ford и Jeep).
Обычно, большинство автопроизводителей имеют 2-4-месячные запасы редкоземельного сырья. Соответственно, производители этим летом начнут нести убытки, менять стратегии производства. Европейская ассоциация поставщиков автомобильной техники уже обозначила, что острая нехватка сырья вынудила приостановить работу нескольких производственных линий. Соответственно, продолжение ограничений — угроза дальнейшей остановки автоконцернов, компаний микроэлектроники по всему миру. Кроме того, ограничения значительно меняют конкуренцию на рынке: другие поставщики у кого есть запасы, будут продавать редкоземы в 4–7 раз дороже, чем цены 2 месяца назад.
Для того, чтобы снизить китайскую монополию, во-первых, можно сократить потребление редкоземов за счёт использования альтернативного сырья, например, в двигателях электромобилей (например, японские производители уже разработали ферритовые магниты, для которых не нужен китайский неодим).
Во-вторых, странам необходимо внедрить инструменты привлечения инвесторов (например, создание инвестиционных фондов, финансовых программ) в проекты горнодобычи и переработки, чтобы развивать мировые мощности и альтернативные рынки РЗМ. В перспективе конкуренцию Китаю могут составить Австралия, Мьянма и США. Мьянма и США — два наиболее растущих региона по добыче за последнее десятилетие (доля Мьянмы в добыче выросла до 16%, а США до 9%, по данным МЭА). Кроме того, запущено много проектов за пределами Китая (Tronox и Energy Fuels в США) и завод Lynas в Малайзии, это снизит долю в переработке РЗМ Китаем до 73% к 2040 году (по прогнозам МЭА). В России тоже разведаны достаточные запасы редкоземельного сырья, однако низкие объёмы добычи, разрабатываются несколько месторождений. Таким образом, российские проекты нуждаются в привлечении значительных капиталовложениях со стороны инвесторов», — рассказала Антонина Левашенко.