Понедельник, 23.09.2024, 12:06
Forbes опубликовал комментарий с.н.с. лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Антонины Левашенко о развитии экосистемы МТС.
Компания МТС уже давно воспринимается не только как сотовый оператор. МТС проник во все сферы жизни пользователя и стал полноценной экосистемой, которая по охвату и масштабу предлагаемых услуг превосходит даже крупнейшие западные аналоги.
Рост компании начался в 2010 г. с поиска новых рыночных направлений, которые дополняли бы мобильную связь. В 2012 г., еще входивший в АФК «Система» Московский банк реконструкции и развития (МБРР) был переименован в МТС Банк, продолжив свое развитие под брендом МТС. Это сотрудничество открыло дополнительные возможности для продвижения финансовых и банковских услуг на мобильных устройствах и в розничных салонах МТС. «Если до этого МБРР выступал как кэптивный банк для «Системы», то после переименования начал активно запускать совместные с МТС проекты», – напомнила Антонина Левашенко. В том же 2012 г. оператор и банк выпустили кобрендовую карту, за покупки по ней начислялись бонусы, которыми можно было оплачивать сотовую связь. К 2015 г. уже 15% абонентов МТС пользовались финансовыми услугами МТС Банка, заметила эксперт.
Основная стратегия АФК «Система» заключается в развитии дочерних компаний и последующем выводе их на биржу. Дивиденды МТС нужны АФК «Система» для погашения долга и инвестиций, отметила Левашенко. Соотношение долга «Системы» к EBITDA растет – оно увеличилось с 3,41 в 2022 г. до 4,02 в 2023-м. Но и самому МТС нужны средства для развития, полагает эксперт: «При почти 50% торгуемых на рынке акций МТС необходимы драйверы роста, чтобы привлекать акционеров. Эти жесткие условия могут в том числе играть роль стимула в развитии экосистемы».