Алексей Ведев: «Как ФНБ может помочь ускорению российской экономики»

Вторник, 23.03.2021, 10:34

Доступные для инвестиций средства Фонда национального благосостояния не так велики, поэтому вкладывать их стоит в проекты, способные стимулировать инвестиционную активность частного бизнеса, считает заведующий лабораторией финансовых исследований Института Гайдара Алексей Ведев. Мнение эксперта приводит издание «Forbes».

«Ключевой задачей российской экономической политики является достижение устойчивого роста. Мы уже забыли о нем, в последнее десятилетие рост в среднем не превышал 1%, что скорее напоминало статистическую погрешность. Правительство в качестве национальной цели выдвигает обеспечение темпов выше среднемировых, то есть выше 3%. Задача кажется невыполнимой – учитывая, что текущий потенциальный рост ВВП (на который способна российская экономика в ее нынешнем состоянии) составляет 1,7-2%. Очевидно, что, помимо оперативных антикризисных мер, перед правительством стоит и задача повышения потенциального ВВП, что невозможно без серьезного увеличения инвестиций.

Российское правительство рассчитывает (согласно прогнозу и проекту Единого плана по достижению национальных целей развития), что в 2021 г. экономический рост будет обеспечен расширением внутреннего спроса. Переход на инвестиционную модель развития предполагается начиная с 2022 г. – вплоть до 2030-го реальные темпы роста инвестиций должны превышать 5% в год. Такую динамику, по мнению правительства, обеспечит поддержка крупных частных инвестиционных проектов и инвестпрограмм компаний с госучастием. Иными словами, ключевая роль отводится государству и крупным игрокам.

Пока такой прогноз выглядит не слишком убедительным. Частный бизнес устойчиво обеспечивает примерно 70% всех инвестиций в России. Но в текущем году основным фактором для предпринимателей будет неопределенность, что, без сомнения, снизит их инвестиционную активность. Одновременно и государство фактически сворачивает антикризисные меры. Банк России уже повысил ключевую ставку и однозначно указал на ужесточение денежной политики. Министерство финансов также настроено на консолидацию бюджета, хотя уже сейчас видно, что доходы в 2021 г. превысят запланированный уровень и дефицит будет минимальным (либо мы вернемся к профицитному бюджету). В такой ситуации государство должно как раз расширять бюджетную поддержку инвестиционных проектов.

Масштаб проблемы в целом понятен. В 2020 г. инвестиции в российскую экономику составили в номинальном выражении около 22,3 трлн руб., в 2021 г. ожидается 24,4 трлн. С учетом инфляции реальный рост составит 3,7%. Чтобы достичь искомых правительством 5%, нужно еще 2,5-3 трлн рублей – итого свыше 27 трлн рублей.

Можно ли найти недостающие средства в Фонде национального благосостояния (ФНБ)? До сих пор фонд практически не использовался для антикризисной поддержки экономики. К 1 марта объем ФНБ составил 13,5 трлн рублей, из которых лишь 8,7 трлн – пригодные для инвестиций ликвидные средства. По действующим правилам инвестировать можно часть ликвидных активов фонда, превышающих 7% ВВП, что составляет 600 млрд рублей. По оценкам Центра макроэкономического прогнозирования Института Гайдара, если в 2021 г. цена на нефть составит $59,6 за баррель, а курс – 72,3 рубля за доллар, фонд пополнится еще более чем на 2 трлн рублей, однако использовать эти средства можно будет лишь в 2023-2024 гг.

Учитывая, что для роста инвестиций на 5% в этом году нужно свыше 27 трлн рублей, средства ФНБ могут составить не более 2,2% этой суммы. Сейчас идет дискуссия о том, как отбирать проекты для поддержки из ФНБ. На мой взгляд, такие инвестиции должны иметь ощутимый мультиплицирующий эффект, который обеспечивают, например, инфраструктурные проекты. Еще осенью 2020 г. Счетная палата, в том числе на основе рекомендаций нашего Центра, предлагала активнее использовать ФНБ для развития инфраструктуры. Причем окупаемость проектов не должна быть главным критерием при принятии решений о поддержке. Более важными критериями следует признать улучшение бизнес-среды, создание рабочих мест и рост поступлений в бюджет в результате успешной реализации проекта.

Сейчас Минфин представил свой набор критериев. Его логика понятна и основана на желании уменьшить риски и повысить долю привлеченных средств из других источников. Предполагается, что доля средств из ФНБ в каждом проекте не должна превышать 25%. При этом ограничивается и доля кредитов – в проекте, который претендует на помощь из ФНБ, они не должны превышать 40%. То есть 35% компании должны вложить из собственных средств.

Инвестировать в экономику ликвидные средства ФНБ необходимо и желательно – тем более на фоне улучшающейся экспортной конъюнктуры. Предложенные Минфином ограничения несколько затруднят этот процесс, но не сделают его недоступным. И все же следует помнить, что средства ФНБ составят незначительную долю в общем объеме капитальных вложений. Не стоит надеяться на то, что этот механизм господдержки сам по себе решит проблему инвестиционной активности. Его задача – выступить в качестве магнита для частных инвестиций.