Александра Савина об открытости данных как конкурентном преимуществе маркетплейсов в России

Friday, 24.10.2025, 23:30

Александра Савина, научный сотрудник лаборатории количественного анализа экономических эффектов Института Гайдара, рассказала о ситуации, сложившейся вокруг регулирования маркетплейсов. По её словам, в то время как дискуссия ужесточается, у самих площадок есть инструмент, способный смягчить претензии, – большая открытость данных.

Эксперт объяснила, что зарубежные исследования, посвящённые влиянию логистической инфраструктуры платформ на экономику регионов, демонстрируют положительный эффект. Появление логистических центров маркетплейсов положительно сказывается на занятости и доходах населения, а новые каналы онлайн-торговли являются скорее дополняющими, а не замещающими по отношению к традиционной торговле.

Александра Савина сообщила, что первые результаты аналогичного исследования для России, проводимого в Институте Гайдара, также свидетельствуют о позитивной динамике. Маркетплейсы поддерживают рост оборота торговли и не приводят к сокращению числа офлайн-точек. То есть эффекта замещения традиционной розницы пока не наблюдается.

Однако эксперт подчеркнула, что ключевой проблемой является недостаток данных. Если зарубежные платформы предоставляют исследователям точную информацию, то российские маркетплейсы раскрывают её неохотно и даже склонны завышать некоторые показатели, что ограничивает возможности для качественного анализа.

В нынешней ситуации, когда регулирование деятельности маркетплейсов все больше принимает ограничительный характер, именно раскрытие более подробной информации (не только финансовой) могло бы сыграть для площадок позитивную роль, так как позволило бы показать их положительный вклад в экономику регионов, тем самым сняв хотя бы часть претензий, заключила Александра Савина.