Суббота, 20.05.2023, 14:59
Заведующий лабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель в комментарии для «Независимой газеты» оценил потенциал параллельного импорта в России.
Как пишет издание, Россия смогла выстроить эффективную модель параллельного импорта, однако возникла угроза для других стран-участников попасть под действие антироссийских санкций. Кроме того, параллельный импорт не во всех сегментах рынка удовлетворяет спрос и не везде сдерживает рост цен. Поставки идут, но иногда не так быстро, как требуется, а конечная цена на продукцию порой оказывается выше, чем планировали заплатить покупатели. Между тем, ведомства имеют противоречивые мнения о механизме параллельного импорта. Минпромторг призывает сократить перечень параллельного импорта в ожидании, что российские бренды заместят ушедшие бренды и заполнят магазины в течение 2-3 лет, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считают правильным разрешить параллельный импорт всех товаров, кроме тех, чье производство локализовано в РФ.
Тем временем, США анонсировали готовящийся пакет санкций, касающийся соблюдения рестрикций против России. Теперь ситуация усугубляется опасением ряда стран попасть под действие антироссийских санкций: в новостях уже активно обсуждается проблема с поставкой товаров через Казахстан. Наиболее сильно это может отразиться на доступности бытовой техники определенных брендов.
«Свежие данные по Японии свидетельствуют о том, что поставки потребительских товаров (в первую очередь автомобилей) как раз относительно хорошо восстановились, а вот прямые поставки машин и оборудования - в десятки раз ниже докризисных уровней. Схожим образом дела обстоят и в части параллельного импорта - его проще организовать для товаров конечного потребления, которые менее важны для внутреннего производства. Поставки машин и оборудования требуют пост продажного обслуживания, которое сложнее вести "в серую". В этом смысле показателен пример авиаотрасли, где, судя по новостным публикациям, так и не был налажен надежный канал поставок запчастей. Говоря про риски вторичных санкций, следует понимать, что они начнут резко ограничивать параллельный импорт, только когда подобные санкции начнут массово вводиться. Мало какие крупные компании рискнут продолжить поставки в Россию, а их правительства способствовать этому в силу большей значимости рынков развитых стран практически для всех торговых партнеров. Например, Китай – крупнейший торговый партнер – едва ли станет рисковать потерей более значимых для него рынков США, ЕС, Японии и Южной Кореи ради российского рынка, который занимает всего 2,9% его экспорта», – поделился мнением Александр Кнобель.