Среда, 02.11.2022, 11:15
Александр Кнобель, заведующий лабораторией международной торговли Института Гайдара, в беседе с «Независимой газетой» рассказал, чем похожа сегодняшняя перестройка импорта на процессы 90-х годов и в чем ее отличие. По мнению эксперта, сейчас основной задачей является сохранение критического импорта и переориентация экспорта там, где это возможно.
На отечественный потребительский рынок возвращаются некоторые приметы 90-х годов. Так, представители авторынка фиксируют резкий рост спроса на праворульные автомобили из Азии, которые с ноября жителям Дальнего Востока станет еще проще завозить в страну. Да и бизнес в целом на фоне экономических сдвигов и неопределенности выстраивает сейчас новую логистику, ищет поставщиков, пробует занять непривычные ниши. Главное же отличие от 90-х в том, что это происходит в условиях сформированной правовой среды и при наличии систем торгового, таможенного и технического регулирования. Кое-что, однако, вызывает опасения. Александр Кнобель указал на риски контрафакта, которому в рамках параллельного импорта станет сложнее противостоять.
Сейчас на потребительском рынке можно заметить возвращение некоторых примет из 90-х годов, подтвердил Александр Кнобель, но это не полный возврат к тому, что было, подчеркнул он. Эксперт отметил, что финансовая система России справляется значительно лучше большинства прогнозов, во многом благодаря адекватным и оперативным действиям Банка России. При этом контроль за движением капитала сейчас рассматривается как временная необходимость, а в 90-е он был скорее пережитком плановой экономики.
«Схожими с 90-ми проблемами стали логистика, контроль над движением капитала, высокие транзакционные издержки, общая экономическая неопределенность и серый импорт, – считает Александр Кнобель, – Логистические маршруты перестраиваются из-за санкционных ограничений, это выявляет инфраструктурные ограничения».
А говоря, например, о Турции, следует вспомнить одну из главных примет торговли 90-х – челноков, добавил эксперт. «Этот способ поставок товаров, вероятно, на какое-то время вновь приобретет свою актуальность. Впрочем, учитывая его неэффективность, следует ожидать кратковременность такого явления», – считает Кнобель.
«Текущая ситуация мало чем напоминает ситуацию во внешней торговле 90-х годов. Тогда Россия либерализовала внешнюю торговлю, зарубежные компании входили на наш рынок, ожидая его роста, а отечественные производители встраивались в глобальные цепочки», – напоминает Кнобель. А сейчас основной задачей становится сохранение критического импорта и переориентация экспорта там, где это возможно.
Но кое-что у эксперта вызывает и опасения. «Сохраняется основная проблема серого импорта – контрафакт», – считает Александр Кнобель. Как он говорит, после решения поставлять продукцию ряда компаний в Россию без разрешения и соответственно контроля со стороны правообладателя «правительству следует уделить особое внимание разработке механизмов подтверждения оригинальности и безопасности поставляемых по параллельному импорту товаров».