Александр Дерюгин: «Возможно, у регионов и будут расти собственные доходы, но спрогнозировать это нельзя»

Понедельник, 17.10.2022, 11:06

Александр Дерюгин, научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института Гайдара, в авторской колонке для «Давыдов.Индекс» поделился мнением о том, что в 2023 г. бюджеты регионов могут получить допдоходы.

«Надо иметь в виду, что бюджет на 3 года – достаточно ориентировочный. Я, честно говоря, удивлен самим сохранением трехлетнего формата бюджета, поскольку понятно, что параметры как минимум двух лет планового периода будут существенно корректироваться. Произойдет это просто потому, что будут корректироваться вводные данные. В общем, дискуссий относительно уточнений Счетной палаты по доходам регионов я бы не вел – это пока в значительной степени гадание на кофейной гуще.

Что касается доходов региональных бюджетов: во-первых, 103 млрд – цифра само по себе большая, но в сравнении с размерами бюджета это немного. Консолидированный бюджет регионов достигает порядка 20 трлн рублей, и 100 млрд от них составляют только 0,5%. Это ни о чем. Также не надо забывать, что основной источник финансовой помощи региональным бюджетам – это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Объемы этих дотаций должны индексироваться на уровень инфляции. Они и индексируются, но надо понимать, что – не на фактический уровень инфляции.

Текущий уровень инфляции в этом году составляет где-то 14%, а индексация идет на плановый уровень, который был чуть выше 4%. То есть все вроде как индексируется, но без последующей корректировки на разницу между фактическим и расчетным уровнем инфляции. Таким образом, у нас выравнивающие трансферты и вообще трансферты растут не так бодро, как должны. Они отстают от инфляции.

Поэтому, возможно, у регионов и будут расти собственные доходы, но спрогнозировать это нельзя. Потому что и на более близкие события дать прогноз сейчас нереально. В конце этого года вступают в силу ограничения на экспорт российской нефти в страны Евросоюза, а в начале следующего года – еще и ограничения нефтепродуктам. Но ведь страны Евросоюза сейчас обсуждают еще и введение предельной цены на нефть (а мы обещаем, что не будем продавать ее тем, кто такую цену введет). А как все это будет работать, пока непонятно. Эта ситуация возникла впервые. Так что пока у нас полная неопределенность в том, что получится на выходе. А риски, связанные с этой неопределенностью, очень существенны, поскольку основной экспорт в России – это нефть, нефтепродукты и газ. И я не понимаю, каковы тогда будут доходы по региональным бюджетам. С одной стороны, основные нефтегазовые доходы поступают в федеральный бюджет, а в региональный – налог на прибыль. Но налог на прибыль в значительной степени формируется тоже от нефтегазовых компаний.

Когда эти компании получают нормальную выручку, это имеет мультипликативный эффект, который расходится по всей экономике. Так что финансовое состояние крупных госкомпаний влияет на финансовое состояние даже тех регионов, где этих компаний нет. Так что существует большая неопределенность в том, какие доходы регионы будут получать в следующем году. И цифра, озвученная Счетной палатой, привязана просто к конкретному прогнозу экономического развития, подготовленному Министерством финансов. В итоге, поскольку уровень неопределенности такого прогноза крайне высок, делать какие-то глубокие выводы относительно этих дополнительных 103 млрд нет смысла».