Вторник, 15.01.2013, 12:11
«Бессистемная» российская акцизная политика в алкогольной отрасли не заставит потребителей отказаться от крепких спиртных напитков. Сейчас акцизная нагрузка на пиво и крепкий алкоголь в пересчете на литр чистого спирта отличается всего лишь на 25%.
Еще в 2009 г. ситуация была принципиально иной: уровень налогообложения крепкого алкоголя и пива отличался почти втрое. Все изменилось, когда с 2010 г. регулярно стали индексироваться ставки акцизов на пиво. Как итог, акцизная нагрузка на крепкий алкоголь и пиво практически сравнялась (в пересчете на чистый спирт), что уже само по себе перестало обеспечивать какие-либо ценовые сигналы к переключению потребления на слабоалкогольную продукцию. Такая политика привела к тому, что потребители стали более чувствительны к цене на пиво (пиво стало относительно более дорогим товаром) и менее чувствительны к цене на водку. Поэтому индексирование ставок акцизов на крепкий алкоголь, причем опережающими темпами по отношению к пиву, оправданно – рекомендуется повысить ставку в 2,5–3 раза в сопоставимых ценах к уровню 2012 г.
Между тем, и ставкам акцизов на пиво есть, куда расти. По нашим подсчетам, максимально оправданный уровень индексации ставки акциза на пиво не должен превысить 1,5 раза в сопоставимых ценах к уровню 2012 г.
Наряду с фискальным эффектом такая модель обложения будет способствовать и наибольшему сокращению объемов потребления крепкого алкоголя. В то же время это может привести к сжатию отрасли за счет закрытия заводов, выпускающих продукцию категории «стандарт», и переориентации легального производства на более дорогой товарный сегмент (класс «премиум»).
Отметим, что в качестве «идеальной структуры потребления», оказывающей наименьшее негативное влияние на здоровье нации, можно взять следующую пропорцию (Edwards et al., 1994): 50% (пиво), 35% (вино), 15% (крепкий алкоголь). В России же в 2011 г. соотношение по общему потреблению составило: 39% (пиво), 14% (вино), 56% (крепкий алкоголь).
Также ставится под сомнение фискальная направленность повышения ставок акцизов на пиво. На самом деле эффект от повышения ставок не такой уж значительный для бюджетов в силу небольшой доли акцизов на пиво в налоговых и неналоговых доходах. Так, всего 73 субъекта Федерации в 2011 г. имели поступления от акцизов, в то же время только у 7 регионов доля акцизов на пиво в налоговых и неналоговых доходах составляла более 5%. Средний уровень составляет всего лишь 1,39%.
И.А. Соколов – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики