А нужен ли новый закон о госзакупках?

Вторник, 29.03.2011, 14:57

Во исполнение поручения Президента РФ Минэкономразвития России планирует до 1 апреля подготовить предложения по совершенствованию законодательства в сфере госзакупок. 

 

 Кроме того, Э. Набиуллина пообещала к той же дате направить на рассмотрение Президента РФ проект Концепции федеральной контрактной системы (ФКС) как следующего шага в формировании единого правового поля, регулирующего все этапы обеспечения государственных нужд, – от процесса формирования государственной потребности до приемки результатов исполнения государственных контрактов. 

 

Действительно, текущее нормативное регулирование процедур удовлетворения государственных нужд в настоящее время носит разрозненный характер. В частности, на стадии формирования (планирования) государственного заказа действует бюджетное законодательство, которое ориентировано на обеспечение целевого использования средств бюджета. Наиболее нормативно проработанной по праву считается стадия размещения государственного заказа, что обеспечивается за счет действия Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (ФЗ-94). Фактически отсутствует какое-либо специальное регулирование стадии исполнения государственных контрактов, в результате чего госзаказчики вынуждены руководствоваться общими положениями гражданского законодательства. 

При этих обстоятельствах необходимость повышения прозрачности и внятности регламентирования всех процедур, сопровождающихся процесс удовлетворения государственных нужд, не вызывает сомнений. Оживленная общественная и межведомственная дискуссия развернулась как раз относительно сути и методов реализации предлагаемых изменений. В частности, МЭР предлагает в рамках Концепции ФКС осуществить принятие нового закона вместо набора отдельных нормативно-правовых актов, в том числе и ФЗ-94, в то время как ФАС, выступая с альтернативной программой реформирования системы госзакупок, готовит поправки в действующий ФЗ-94.

На наш взгляд, вопрос о том, будут ли содержательные изменения законодательства в сфере госзакупок облачены в форму нового закона, или они будут учтены в рамках действующего ФЗ-94 и других нормативно-правовых актов, – это вопрос юридической техники. А очевидный довод о том, что нормативные акты Правительства РФ носят лишь рекомендательный характер для других уровней исполнительной власти, с легкостью перекрывается реалиями функционирования сформировавшейся в России вертикально-централизованной модели политического управления и фактической «однопартийностью».

Гораздо важнее при реформировании не допустить отхода от очевидных достижений ФЗ-94 как в области ограничения коррупции, так и в части последовательного совершенствования конкурентных способов размещения госзаказа. Вызывает опасение, что под лозунгами об исчерпании антикоррупционного потенциала текущего нормативного правого регулирования в области госзакупок и необходимости сохранения и расширения антикоррупционных элементов, содержащихся в ФЗ-94, Минэкономразвития при построении модели ФКС в целом и определении перечня способов размещения госзаказа в частности исходит из соображений о добросовестности действий госзаказчика при реализации закупочной деятельности и возлагает не вполне обоснованные надежды на эффективность общественного контроля за деятельностью участников госконтракта.

На наш взгляд, чтобы рекомендации по совершенствованию закупочной деятельности были эффективны, они должны разрабатываться для существующего уровня развития общественного сознания (правосознания), т.е. заложенные в законодательстве ограничения следует ослаблять не единомоменто, а постепенно, по мере развития российского общества и институциональной среды. 

При этом необходимо помнить, что законодательство о госзакупках должно в первую очередь обеспечивать возможность госзаказчику приобретать товары (работы, услуги), соответствующие по качеству его требованиям, так как от этого зависит, выполнит ли он поставленные перед ним общественные задачи или нет. В этом контексте недопущение коррупции и получение экономии бюджетных средств являются лишь важными (но НЕ неизбежными) условиями реализации первостепенной задачи законодательства о госзакупках.

И.А. Соколов – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики