Четверг, 12.03.2015, 08:14
12 марта в г. Нижний Новгород прошли Гайдаровские чтения «Текущие вызовы экономической политики и развитие банковского сектора на федеральном и региональном уровнях (на примере банков Приволжского федерального округа)».
Модератором Чтений выступил Исполнительный директор Института Гайдара Сергей Приходько. Сессию открыли Зам. директора Нижегородского Института управления РАНХиГС Светлана Тихонина, министр экономики Нижегородской области Геннадий Баландин, а также представитель от Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе.
Директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский в своем докладе «Факторы развития кризисных явлений в российской экономике и текущие вызовы экономической политики» рассказал, чем отличается нынешний кризис от предыдущих – 1998 г. и 2008 г.
В 1998 г. кризис был связан с невозможностью государства финансировать обслуживание долга, который был дорогим. Ситуация выправилась в начале 2000 г. с ростом цен на нефть, после чего начался экономический рост. В 2008 г. кризисные явления стали следствием ухудшения глобальной экономической конъюнктуры – со спадом экономик развитых стран упал спрос на российский экспорт. В результате в 2009 г. экономика России пережила самый большой спад в мире, что объясняется перегревом экономики накануне кризиса. Но, как и в начале 2000-х годов, цены на нефть в течение 2009 г. стали стремительно расти, и это позволило пережить кризис безболезненно для экономики в целом. Однако возможности, которые давал кризис, не были использованы – экономика так и не была реструктуризирована.
Нынешний кризис отличается от предыдущих тем, что мы наблюдаем наложение нескольких негативных факторов. Первый фактор – рост неэффективности экономики, сопровождающийся повышением рисков ведения бизнеса в России, отсутствием серьезного стимула для развития предприятий. В итоге фундаментальные темпы развития экономики стали замедляться еще в 2012 г. Даже без фактора падения цен на нефть и усложнения геополитической конъюнктуры мы наблюдали нулевые темпы роста.
Второй фактор – низкие цены на нефть. Падение цен на нефть носит сейчас более структурный характер – это не кратковременное падение, можно говорить даже о сломе тренда. Это новая реальность на несколько лет. В результате вклад нефтегазового сектора в экономику будет снижаться.
Третий фактор связан с санкциями и усилением геополитической напряженности. Влияние санкций проявляется не только в том, что компании испытывают недостаток капитала, но и в росте недоверия к российской экономике относительно условий ведения бизнеса, что замедляет и откладывает многие проекты.
Поэтому основная часть факторов не находится в зоне контроля экономического блока правительства. Правительство может лишь создавать условия, чтобы сглаживать влияние перечисленных негативных факторов и стимулировать частный бизнес.
Ведущий научный сотрудник Центра изучения проблем центральных банков РАНХиГС Павел Трунин в своем докладе «Политика ЦБ РФ и стабилизация денежно-кредитной сферы в РФ» обозначил ряд фактор, которые оказали существенное влияние на денежно-кредитную политику ЦБ РФ.
Так, конфликт на Украине привел к принятию взаимных санкций Россией и рядом ведущих зарубежных стран, что закрыло мировые рынки капитала для российских экономических агентов. Внешний долг российского частного сектора за 2014 г. сократился более, чем на 100 млрд долл., одновременно процентные платежи по внешнему долгу превысили 50 млрд долл. Девальвация рубля стимулирует рост инфляции: оценки величины эффекта переноса девальвации рубля на инфляцию в РФ варьируются от 10% до 20%.
Обменный курс рубля к доллару США за 2014 г. упал в два раза, 20–30% переноса девальвации в цены реализовалась в 2014 г., в 2015 г. эффект переноса может достичь 10 п.п. В результате инфляция в 2015 г. может составить около 15%. Кроме того, расходование средств Резервного фонда и ФНБ, а также докапитализация банков будут создавать монетарные предпосылки для инфляции.
Сохранение высокой инфляции на протяжении длительного времени затруднит ее снижение в дальнейшем из-за инфляционной инерции. Задача поддержания макроэкономической стабильности требует проведения умеренной денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции.
Презентация к выступлению >>>
На пленарной сессии также выступили член правления Фонда Егора Гайдара Григорий Томчин, председатель правления ОАО «НДБ-Банк», председатель Совета некоммерческого партнерства «Нижегородская банковская ассоциация», член Совета Ассоциации российских банков Александр Шаронов.
В рамках Чтений в Нижегородском институте управления состоялось открытие Аудитории имени Е.Т. Гайдара.
Директор Центра структурных исследований Института Гайдара Михаил Хромов в своем докладе на вечернем пленарном заседании «Актуальные проблемы российской банковской системы» отметил, что одной из наиболее острых макроэкономических проблем, связанных с развитием банковского сектора является проблема долговой нагрузки домашних хозяйств.
В 2014 г. население в номинальном выражении выплатило банкам 1,8 трлн руб. в качестве процентов по кредитам, что соответствует средней доходности совокупного розничного кредитного портфеля банков в 17,3% годовых. При этом рост задолженности розничных клиентов перед банками за год составило 1,2 трлн руб. (12,4%) с поправкой на переоценку кредитов в иностранной валюте. Таким образом, в целом за год кредитный рынок стал причиной того, что бюджет домашних хозяйств недосчитался около 600 млрд руб. Это эквивалентно 1,7% расходов населения на покупку товаров и услуг в 2014 г.
Еще более явной эта тенденция становится, если в общем объеме банковского кредитования выделить отдельно жилищные и прочие (потребительские) кредиты. В 2014 г. кредиты на покупку жилья оставались главным драйвером роста розничных кредитов в целом. Прирост задолженности по жилищным кредитам за год составил свыше 0,8 трлн руб., или 30%, в то время как задолженность по прочим – потребительским – кредитам выросла лишь на 0,4 трлн руб., или всего на 6%. Одновременно стоимость портфеля жилищных кредитов в 2014 г., по оценкам ИЭП, была заметно ниже, чем прочих кредитов: 12,4% годовых против 19,3% годовых. Процентные платежи по жилищным кредитам в 2014 г. составили 0,4 трлн руб. против 1,4 трлн руб. по прочим кредитам.
Таким образом, по потребительскому кредитованию в 2014 г. население выплатило банкам процентов на 1 трлн руб. больше прироста задолженности. Это уже соответствует 3,0% потребительских расходов домашних хозяйств. То есть уже в 2014 г. необходимость обслуживать задолженность перед банками отвлекала заметную долю финансовых ресурсов домашних хозяйств от расходов на потребление. Так, если в 2013 г. расходы на конечное потребление домашних хозяйств увеличились на 5,0% в реальном выражении, то в 2014 г. – на 1,9%.
В 2015 г. эта тенденция определенно усилится. Январь 2015 г. стал вторым месяцем подряд, когда задолженность населения по банковским кредитам сокращалась. Это означает, что население продолжает возвращать банкам кредитов больше, чем брать новых, даже не учитывая процентных платежей. В целом за год физические лица должны будут уплатить банкам не менее 2 трлн руб. процентов по кредитам. С учетом ожидаемого сокращения задолженности по кредитам вплоть до 10%, что соответствует около 1 трлн руб. в 2015 г., вычет из располагаемых ресурсов домашних хозяйств, обусловленный обслуживанием банковского кредита, может достичь 6–7% от прогнозируемых расходов на конечное потребление домашних хозяйств. Этот фактор внесет свой вклад в сокращение платежеспособного спроса наряду с ожидаемым сокращением реальных располагаемых доходов.
В свою очередь научный сотрудник Института Гайдара Юрий Кондрашин в докладе «Кредитные организации ПФО: особенности функционирования и перспективы развития» представил результаты опросов руководителей региональных банков в ПФО.
Исследование показало, что региональные банки хорошо ощущают преимущество госбанков при получении рефинансирования от ЦБ: в период кризиса в 2009 г. Минфин временно размещал свои счета именно в госбанках, кредиты без обеспечения охотнее выдавались госбанкам, большинство субординированных кредитов были выданы также госбанкам, а летом 2014 г. Сбербанку и ВТБ было разрешено получить у ЦБ кредиты под обязательства друг друга.
Региональные банки ожидают дальнейшее сокращение количества кредитных организаций. Наиболее вероятной причиной сокращения числа банков, по мнению большинства респондентов в каждом из обследованных округов, является ужесточение требований регулятора по «оздоровлению» банковского сектора. Второе и третье место в качестве причины будущего сокращения числа банков разделили ответы «ужесточение конкуренции» и «снижение уровня доходности банковских операций».
Чтобы повысить конкурентоспособность региональных банков, по мнению опрошенных, необходимо, в первую очередь, принять меры в отношении госбанков в форме «ограничения доли крупных и государственных банков на рынке». Следует отметить, что представители ПФО менее всего ожидают действенности этой меры. При этом такая мера повышения конкурентоспособности региональных банков, как ограничение доли иностранных банков на рынке, нашла существенную поддержку лишь у представителей ПФО.
Вопросам развития региональных банков был посвящен доклад, представленный зав. кафедрой государственный и муниципальных финансов Нижегородского института управления РАНХиГС Татьяны Новожиловой и начальника отдела Нижегородского филиала ПАО Банк «Возрождение» Константина Яркина «Региональные банки: настоящее и будущее». Как было отмечено в докладе, «настоящее» российских региональных банков характеризуется отсутствием законодательного закрепления статуса регионального банка, резким сокращением их количества, экономией на организационной структуре, недокапитализацией и реорганизацией, а «будущее» – печально. В связи с этим региональным банкам необходима поддержка по следующим направлениям: градация банков и дифференцированный подход к ним; государственная поддержка региональных банков; целенаправленное формирование оптимальной региональной банковской структуры; поддержка и содействие укрупнению региональных банков путем слияний; законодательное закрепление, контроль и поддержка новых форм кредитных учреждений.