Вторник, 19.02.2008, 16:51
31 мая - 2 июня 2004 г. - Зав. лабораторией проблем бюджетного федерализма ИЭПП Трунин И.В. в составе группы российских экспертов посетил Республику Грузия с рабочим визитом.
Договоренность о визите группы ведущих российских экспертов по вопросам экономических реформ была достигнута Министром экономического развития и торговли РФ Г.О. Грефом и Премьер-министром Республики Грузия З. Жвания в ходе первой российско-грузинской бизнес конференции, состоявшейся в Тбилиси 27-28 мая 2004 г.
В состав экспертной группы входили также Первый заместитель Министра экономического развития и торговли М.Э. Дмитриев, Директор департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРиТ С.Б. Баткибеков, руководитель Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам М.Ю. Орлов, Директор фонда "Институт экономики города" Н.Б. Косарева.
Основной целью визита российских экспертов было установление контактов с грузинским правительством по широкому кругу вопросов, касающихся, в первую очередь, стратегии и тактики проведения налоговой реформы.
Важность состоявшегося визита была также обусловлена тем обстоятельством, что Премьер-министр Республики принял решение отложить передачу проекта Налогового Кодекса в МВФ до окончания переговоров с российской делегацией.
В ходе визита члены делегации провели ряд встреч с грузинскими официальными лицами. По итогам встречи с Президентом Республики Грузия М. Саакашвили была выражена уверенность в успешном продолжении совместной работы по обмену опытом между Россией и Грузией в области проведения экономических реформ. В ходе рабочего совещания под руководством Премьер-министра Республики Грузия З. Жвания были обсуждены возможные подходы к реформированию налоговой системы Республики Грузия в кратко- и среднесрочной перспективе. По итогам состоявшейся встречи Премьер-министром была выражена заинтересованность в установлении долгосрочных связей между группой экспертов под эгидой ИЭПП, международными донорами и Правительством Республики Грузия по вопросам оказания консультационной поддержки грузинским властям в области проведения экономических реформ.
Также были проведены встречи и рабочие совещания с Министром финансов Республики Грузия З. Ногаидели, Министром экономики И. Рехвиашвили, заместителем Министра финансов З. Антелидзе, заместителем Министра экономики Н. Турнава, представителями Парламента Республики Грузия, Государственной канцелярии, министерств и ведомств. От имени директора ИЭПП Е.Т. Гайдара Министру финансов было передано официальное приглашение принять участие в конференции ИЭПП "Социально-экономическая трансформация в странах СНГ: достижения и проблемы", которая состоится в Москве 13-14 сентября 2004 г.
Также были проведены встречи и рабочие совещания с Министром финансов Республики Грузия Ногаидели З., Министром экономики Рехвиашвили И., заместителем Министра финансов Антелидзе З., заместителем Министра экономики Турнава Н., представителями Парламента Республики Грузия, Государственной канцелярии, министерств и ведомств. От имени директора ИЭПП Гайдара Е.Т. Министру финансов было передано официальное приглашение принять участие в конференции ИЭПП "Социально-экономическая трансформация в странах СНГ: достижения и проблемы", которая состоялась в Москве 13-14 сентября 2004 г.
Следует отметить, что визит был непродолжительным, и некоторые позиции в области предварительного анализа ситуации с налоговой реформой в Грузии требуют дальнейшего уточнения. Но уже на данном этапе мы можем сделать ряд заключений.
1. Действующий Налоговый Кодекс был принят в 1997 г. Он включает в себя все налоги кроме целевых налогов с оборота, являющихся источниками формирования Дорожных фондов и таможенных пошлин. На данный момент в Налоговом кодексе 21 налог.
2. Согласно планам Правительства на начало июня 2004 г. Новый Налоговый Кодекс будет содержать 7 налогов, в т.ч.
- НДС
- Акцизы (на алкоголь, бензин, табак и автомобили)
- Налог на прибыль организаций
- Налог на доходы физических лиц
- Налог на недвижимость
- Налог на землю
- Налог на игорный бизнес.
3. Налог на наследование и дарение предполагается инкорпорировать в подоходный налог, так же, как и ряд более мелких налогов, существующих в настоящее время (например, налог на перепродажу автомобилей, налог с владельцев автотранспортных средств и др.).
4. С 1 января 2004 г. величина регистрационного порога налогоплательщиков НДС была увеличена до 100 тыс. лари. На момент визита лица с объемом годовой выручки, превышающим 75 тыс. лари, не имели возможности регистрироваться в качестве плательщиков НДС, в то время как для лиц с выручкой от 75 тыс. лари до 100 тыс. лари такая регистрация являлась добровольной. На момент визита грузинское правительство не имело планов по дальнейшему повышению регистрационного порога.
5. НДС взимается по методу начислений, однако одновременно законодательством установлена ответственность третьих лиц за уплату НДС контрагентами сделки (налогоплательщику может быть отказано в предоставлении налогового вычета в случае, если его контрагент не исполнил своих налоговых обязательств), однако это правило, так же, как и правило, в соответствии с которым налог начисляется в течение 90 дней со дня совершения сделки, планируется отменить в новом налоговом кодексе.
6. Налоговые счета-фактуры существуют в виде бланков строгой отчетности (аналогично Кыргызской системе НДС), в ходе налоговой реформы не планируется отказаться от такой системы, но планируется предоставлять их налогоплательщикам бесплатно.
7. Существуют проблемы с налоговыми счетами-фактурами, поступающими от предприятий, находящихся на территории Аджарии (фальшивые счета-фактуры компаний, которые сложно контролировать).
8. В Грузии из 200000 налогоплательщиков 4000 уплачивают НДС. До 1 января 2004 г. их было 16000. При этом организовано 64 налоговые инспекции на 3 уровнях контроля (А – контроль налогоплательщиков; В – контроль налоговых сборов; С - регистрация налогоплательщиков и проверка деклараций).
9. Налогообложение в капитальном строительстве: на данный момент НДС с продаж жилья не взимается, хотя планируется пересмотреть данное положение. Также не предоставляется налоговых вычетов на приобретенные материалы до завершения капитального строительства.
10. Реализация услуг в области международных перевозок облагается НДС по ставке 0%. Проблемой в данной области является корректное распределение "входящего" НДС между международными и внутренними перевозками, осуществляемыми налогоплательщиками, претендующими на право применения нулевой ставки. В настоящее время такое распределение осуществляется пропорционально выручке от международных и внутренних перевозок; планируется распределять "входящий" НДС пропорционально времени, затраченному на осуществление международных и внутренних перевозок, с перерасчетом по итогам года.
11. Актуальна проблема с зачислением НДС в бюджеты различных уровней: налогоплательщики могут заплатить НДС больше положенной суммы и просить учесть переплату в пользу других налогов, что разрешается законодательством. Однако такая компенсация не предполагает перераспределение доходов между бюджетами.
12. Через 2-3 года планируется ликвидировать планы по мобилизации налогов в бюджет для региональных налоговых инспекций.
13. Одно из важных направлений налоговой реформы – введение 15%-ной плоской ставки налога на доходы физических лиц (в настоящее время ставки подоходного налога составляют: при величине годового дохода до 200 лари – 12%, от 200 до 350 лари – 15%, от 350 до 600 лари – 17%, свыше 600 лари – 20%). Средняя эффективная налоговая ставка на момент визита оценивалась на уровне 17% – 18%.
14. Ставка социального налога составляла 33%, из которых 31% уплачивал работодатель, а 2% – работник. В ходе поездки обсуждался вопрос возможности снижения ставки до 20% или 25%.
15. Актуальны также вопросы, касающиеся налогового администрирования, полномочий и обязанностей налоговых органов.