Вторник, 19.02.2008, 16:46
20-21 мая 2004 г. сотрудники ИЭПП посетили Республику Азербайджан, г. Баку. Целью визита было проведение рабочих встреч с представителями органов государственной власти и научных центров Азербайджана, обсуждение вопросов проведения исследований и осуществления экономической политики, а также развития потенциала научных центров Азербайджана.
В рамках визита состоялся ряд дискуссий по макроэкономике, внешнеторговой, бюджетной и налоговой политике с представителями Центра экономических реформ при Министерстве экономического развития Азербайджана (ЦЭР). В данных встречах принимали участие следующие сотрудники ЦЭР:
- Гусейнов Р.Г., директор Центра экономических реформ;
- Рустамов В.А., зам. директора ЦЭР по научным вопросам;
- Кулиев Р.Р., к.э.н., руководитель департамента научно-исследовательских работ ЦЭР;
- Джабиев Р.М., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ЦЭР;
- Маммадов М.М., руководитель департамента маркетинга и общественных связей ЦЭР.
В ходе встреч была достигнута договоренность о долгосрочном сотрудничестве, проведении совместных исследований, научной и консультационной работе. Среди наиболее серьезных проблем была отмечена недостаточная развитость взаимного обмена работами и информацией между научными центрами стран с переходными экономиками и, в частности, стран СНГ.
Кроме того, был проведен ряд встреч с представителями Министерства экономического развития Азербайджана, а также с представителями международных финансовых организаций:
- Садыгов С., руководитель департамента экономической политики и прогнозирования Министерства экономического развития Азербайджана;
- Гусейналиев Р.Н., зам. руководителя департамента;
- Мурадов А., профессор, руководитель отдела департамента;
- Гасилов С., Институт-Открытое общество «Азербайджан», координатор программы «Прозрачность доходов от нефти и общественных финансов»;
- Гусейнов Е.З., Мировой банк, экономист регионального офиса, сектор снижения бедности;
- Гусейнгулиев М., Международный валютный фонд, экономист регионального офиса.
Среди основных направлений дальнейшей возможной работы сотрудников ИЭПП в Азербайджане были выделены следующие.
В области проведения налоговой политики
Налоговое администрирование, налоговая недоимка и неплатежи предприятий. Проблема неплатежей является достаточно острой в Азербайджане, при этом достаточно высокий уровень взаимных неплатежей предприятий сопровождается достаточно высокой налоговой недоимкой. Достаточно остро стоит проблема администрирования налога на добавленную стоимость, обсуждается возможность введения НДС-счетов.
Налогообложение природных ресурсов. Существенная зависимость экономики Азербайджана от добычи и экспорта нефти сопровождается серьезным влиянием состояния государственной нефтяной компании и конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов на государственный бюджет. При этом налогообложение природных ресурсов недостаточно проработано и требует как совершенствования налогообложения с использованием роялти и экспортных пошлин, так и установления правил распределения прибыли государственной нефтяной компании. Необходим анализ и разработка предложений по совершенствованию законодательства по соглашениям о разделе продукции.
Влияние конъюнктуры цен на мировых рынках на экономику и состояние государственного бюджета. Аналогично России в Азербайджане достаточно серьезно стоит проблема стабилизации доходов бюджета, меняющихся при изменении мировых цен. Кроме того, открытие нефтепровода, ожидаемое в 2005 г., существенно увеличит объемы экспорта нефти и приведет к исчерпанию открытых запасов в последующие 20-30 лет. Это обусловливает необходимость использования как стабилизационного фонда (нефтяной фонд, создан в Азербайджане в 1999 г.), так и фонда будущих поколений для накопления доходов от экспорта нефти и их использования после исчерпания месторождений.
В области проведения бюджетной политики, фискального федерализма
Повышение эффективности бюджетных расходов. Проблема повышения эффективности бюджетных расходов стоит достаточно остро, но связана в большей степени не с сокращением расходов в настоящее время (высокие цены на нефть обеспечивают финансирование расходов и выполнение обязательств по внешнему долгу), а с реформированием и повышением эффективности бюджетного сектора за тот период, пока не будут исчерпаны месторождения природных ресурсов.
Закупки для государственных нужд. Повышение эффективности системы закупок для государственных нужд, расширение конкуренции, разработка законодательных и нормативно-правовых актов.
Доходные и расходные полномочия муниципалитетов, нормативы расщепления налогов. В настоящее время основная часть расходов финансируется из центрального бюджета через районные отделения Министерства финансов. При этом уже сейчас предпринимаются попытки децентрализации части доходных и расходных полномочий с целью повышения эффективности управления ресурсами и создания стимулов к развитию муниципальных образований. Однако предпринимаемые попытки распределения доходных и расходных полномочий (в виде, например, дифференцированных ставок налога на прибыль по районам/муниципалитетам) носят достаточно произвольный характер, механизмы требуют анализа и проработки. Также требует проработки и система финансовой помощи районам и муниципалитетам.
В области макроэкономики и экономической политики
Макроэкономический прогноз, разработка и совершенствование методов макроэкономического анализа и макроэкономических моделей.
Внешнеэкономическая деятельность, анализ состояния платежного баланса, динамика реального обменного курса, импортозамещение и конкурентоспособность перерабатывающих производств.
Перекрестное субсидирование предприятий за счет неплатежей между предприятиями государственного сектора, в частности, неплатежей государственной нефтяной компании.
Региональное развитие, инвестиции и промышленная политика.
Бедность и неравенство, реализация программы по сокращению бедности.