Совершенствование системы финансирования и повышение эффективности расходов на дорожное хозяйство (Министерство транспорта РФ, 2002 г.)

Понедельник, 01.04.2002, 03:00

В 2002 г. в ходе работы по договорам с Минтрансом были подготовлены следующие научные отчеты:
  1. "Анализ потоков финансирования транспортной отрасли из федерального центра в субъекты РФ, подготовка законодательных предложений по оптимизации системы межбюджетных субсидий, субвенций и дотаций на выравнивание уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования". В работе были выявлены отраслевые особенности предприятий в дорожном хозяйстве, проведено исследование сложившейся в отрасли специфической системы организационно-правовых форм, дана оценка ее недостатков, рассмотрены проблемы коммерциализации отрасли и возможностей полного перехода хозяйственных единиц в частный сектор, рекомендации по созданию оптимального баланса организационно-правовых форм. Подготовлены законодательные предложения по оптимизации системы межбюджетных субсидий, субвенций и дотаций на выравнивание уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования.
  2. "Проблема монополизма в дорожном строительстве, поиск механизмов повышения открытости рынка дорожно-строительных услуг". В ходе работ подготовлена программа действий по повышению эффективности применения действующего антимонопольного законодательства, а также в перечень мероприятий, направленных на совершенствование правоприменительной практики противодействия монополистической деятельности. Были разработаны нормативные акты, направленные на стимулирование конкуренции в конкурсах на размещение государственных заказов в дорожном строительстве, как развивающие положения действующего законодательства, так и ликвидирующие правовые пробелы.
  3. "Совершенствование организации конкурсных торгов и последующих взаимоотношений между государственными органами и подрядчиком". В ходе работы были подготовлены положения о предварительном обеспечении исполнения обязательств; о продолжительности гарантийного срока, в течение которого подрядчик обязан безвозмездно устранять недостатки работ; об основаниях увеличения сметной стоимости в процессе строительства.
  4. "Разработка концепции реорганизации государственных унитарных предприятий, осуществляющих обслуживание и ремонт дорог". В настоящее время отсутствует должное правового регулирования деятельности государственных унитарных предприятий, в том числе, функционирующих в дорожной отрасли. В работе на основе выявления отраслевых особенностей предприятий в дорожном хозяйстве, исследований сложившейся в отрасли специфической системы организационно-правовых форм, оценки ее недостатков, рассмотрения проблемы коммерциализации отрасли и возможностей полного перехода хозяйственных единиц в частный сектор была разработана концепция реорганизации государственных унитарных предприятий, осуществляющих обслуживание и ремонт дорог, предполагающей выбор оптимальной формы собственности и организационно-правовой формы их функционирования, повышение эффективности хозяйствования и оптимизацию взаимоотношений с бюджетом.
  5. "Совершенствование нормативной базы, регламентирующей существующую систему ценообразования". Вследствие непроработанности законодательства в сфере строительных работ действует множество противоречивых, не увязанных единым подходом ведомственных нормативных актов, и при этом остается неурегулированным широкий спектр проблем, приводящих к снижению качества, увеличению сроков работ и их удорожанию. В ходе работы были подготовлены предложения по приведению существующих нормативных правовых актов в соответствие с законами в новой редакции.
  6. "Анализ проблем финансирования дорожного строительства, связанных с завершением перехода на казначейское исполнение бюджетов". Большинство принятых на сегодняшний день процедур казначейского исполнения федерального бюджета сложилось стихийно и регулируется в большей мере обычаями бюджетной практики, нежели писаными нормами. В этой связи актуальными можно считать две задачи: во-первых, инвентаризацию обычных норм, действующих в сфере казначейского исполнения бюджета, и, во-вторых, фиксацию в нормативно-правовых актах правил, продемонстрировавших свою практическую эффективность, при отказе от правил, отрицательно себя зарекомендовавших. В ходе работы были подготовлены предложения по оптимизации механизмов казначейского исполнения расходов федерального бюджета на дорожное хозяйство.