Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности (ФРП, апрель 2016 – ноябрь 2020)

Воскресенье, 22.11.2020, 13:30

В апреле 2016 г. Институт Гайдара приступил в качестве члена консорциума, в который вошли также НИУ ВШЭ и РАНХиГС при Президенте РФ, к реализации проекта «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности» в рамках договора с Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов (ФРП).

Целью проекта было содействовать формированию разумного финансового поведения российских граждан, их ответственного участия на рынках финансовых услуг и повысить эффективность защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

Для достижения поставленной цели в ходе реализации проекта были решены две задачи:
1) повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также активных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов);
2) укрепление основ для усиления защиты прав потребителей финансовых услуг.

Целевыми группами проекта являлись:
• учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (в качестве будущих активных пользователей финансовых услуг);
• активные и потенциальные пользователи финансовых услуг с низким и средним уровнем дохода.

Общее управление реализацией проекта осуществлялось Минфином России при координации Межведомственной комиссии по подготовке и реализации проекта.

Целью работы являлось создание в стране кадрового потенциала учителей, преподавателей, методистов, администраторов образовательных организаций (далее – Педагоги), а также эффективной инфраструктуры по поддержке деятельности Педагогов по распространению финансовой грамотности. Реализация поставленной цели должна способствовать созданию, поддержке и развитию кадрового потенциала Педагогов, способных эффективно использовать в своей профессиональной деятельности разработанные/одобренные в рамках проекта учебные программы и материалы, направленные на формирование компетенций в сфере финансовой грамотности различных целевых и возрастных групп учащихся учреждений общего и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов.

Фактически речь шла о создании эффективной инфраструктуры подготовки и повышения квалификации Педагогов, а также поддержки учебной деятельности учащихся, которая смогла бы объединить (координировать) следующие процессы:
1) повышение квалификации Педагогов в области финансовой грамотности на основе использования программ и учебно-методических материалов, разработанных в Проекте для различных целевых и возрастных групп учащихся системы общего, а также среднего профессионального образования;
2) оказание непрерывной консультационно-методической поддержки Педагогам по вопросам внедрения в практику образовательного процесса учебных программ и курсов, направленных на формирование компетенций в сфере финансовой грамотности;
3) формирование среды информационного взаимодействия, обмена передовым педагогическим опытом по вопросам внедрения в практику работы образовательных учреждений учебных программ и материалов по различным аспектам финансовой грамотности.

Для реализации данной цели консорциум научных институтов должен был решить следующие задачи:
• сформировать Федеральную методическую сеть по организации системы повышения квалификации и методического обеспечения деятельности Педагогов общего и среднего профессионального образования, внедряющих и использующих в практике своей работы учебные программы и материалы по обучению финансовой грамотности, разработанные/одобренные в рамках проекта и направленные на формирование компетенций в сфере финансовой грамотности различных целевых и возрастных категорий обучающихся;
• разработать учебно-методические материалы для повышения квалификации Педагогов, внедряющих в практику своей работы учебные программы и материалы по финансовой грамотности, разработанные/одобренные в рамках проекта;
• сформировать группы методистов и преподавателей (лекторов) федерального и регионального уровней, осуществляющих повышение квалификации Педагогов общего среднего профессионального образования, внедряющих и использующих учебно-методические материалы, разработанные или одобренные в рамках проекта и направленные на формирование компетенций различных целевых и возрастных категорий обучающихся в сфере финансовой грамотности;
• организовать и сопровождать процесса массового повышения квалификации Педагогов, внедряющих в практику своей работы учебные программы и материалы по обучению финансовой грамотности, разработанные /одобренные в рамках проекта;
• оказывать консультационную и методическую поддержку методистам и преподавателям системы повышения квалификации, ведущим подготовку Педагогов, внедряющих в практику своей работы учебные программы и материалы по обучению финансовой грамотности, разработанные /одобренные в рамках проекта;
• осуществлять мониторинг и оценку эффективности хода реализации процесса повышения квалификации Педагогов, внедряющих в практику своей работы учебные программы и материалы по обучению финансовой грамотности, разработанные /одобренные в рамках проекта;
• информировать педагогическую общественность о ходе и результатах повышения квалификации Педагогов, внедряющих в практику своей работы учебные программы и материалы по обучению финансовой грамотности, разработанные/одобренные в рамках проекта.

Работы по проекту были завершены в ноябре 2020 г.