Воскресенье, 13.07.2014, 20:00
С июля 2013 г. по июнь 2014 г. Институт Гайдара проводил исследования и осуществлял разработку предложений по созданию экономических условий и определению стратегических направлений развития ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК») и отдельных дивизионов (гражданской, транспортной, военной и специальной авиации) до 2025 г.
В результате работы были решены следующие задачи:
Исследование было осуществлено в 3 этапа:
1) анализ принципиальных вопросов и стратегических направлений развития отрасли;
2) выявление стратегических ориентиров развития ОАО «OAK» до 2025 г.;
3) разработка и оптимизация решений по стратегии ОАО «ОАК» до 2025 г.
В октябре 2013 г. завершился 1-й этап исследования, который включал в себя следующие темы:
1. Аргументы создания отрасли авиастроения в ведущих экономиках мира, стратегии компаний (стран) в выходе на мировые рынки авиастроения.
2. Мировые и национальные рынки гражданской авиатехники, объемы рынков, стратегии участников, механизмы защиты и поддержки национальных рынков, среднесрочные и долгосрочные перспективы развития рынков.
3. Границы и провалы рынков, роль государства в становлении и современной поддержке авиастроения, объемы и инструменты поддержки авиастроения в ведущих развитых и развивающихся странах мира, существующие ограничения (ВТО и др.), перспективные инструменты поддержки авиастроения.
4. Конкурентоспособность российских продуктов гражданского авиастроения
по ценовым и качественным характеристикам, их рыночные ниши, перспективы продаж, необходимые условия.
5. Бизнес-процессы и корпоративная структура ОАО «OAK», ситуация на предприятиях ОАО «OAK», наследие и возможности для реструктуризации, соответствие задачам создания современных авиастроительных производств (управление качеством, внедрение современных технологий и др.), особенности реализации программ в компании в целом и по отдельным дивизионам (гражданской, транспортной, военной и специальной авиации).
6. Внешние эффекты, количественные оценки влияния развития авиастроения на сопутствующие сектора, вклад развития авиастроения в развитие науки и образования, высокотехнологичных секторов экономики.
7. Стратегия развития международной кооперации, перспективы реализации совместных проектов по созданию гражданских и транспортных самолетов.
8. Динамика и структура расходов на поддержку авиастроения в предыдущие годы, сопоставление с результатами, особенности и наследие отрасли.
9. Анализ финансовой модели в целом, по дивизионам (гражданской, транспортной, военной и специальной авиации) и отдельным проектам ОАО «OAK», обоснованность расходов и объемов поддержки, инструменты бюджетной и квазибюджетной поддержки, риски и устойчивость по отношению к сценариям продаж, долговая стратегия.
2-й этап (ноябрь 2013 г. – февраль 2014 г.) включал в себя следующие работы:
• оценка соответствия поставленных целей используемым инструментам по основным направлениям (блокам) подготовки Стратегии для компании в целом и по отдельным дивизионам (гражданской, транспортной, военной и специальной авиации);
• разработка сценариев, проведение сценарного анализа и оценки последствий и рисков;
• выработка предложений по структуре целей, задач, мероприятий и результатов стратегии, подготовка текста стратегии компании в целом, включая стратегические направления развития отдельных дивизионов (гражданской, транспортной, военной и специальной авиации);
• формулирование практических предложений по подготовке и реализации стратегии по итогам исследований, включая механизмы и объемы поддержки, предложения по изменению экономического законодательства;
• внесение предложений по тактике обсуждения и продвижения стратегии, проведение экспертных обсуждений стратегии, доработка текста по итогам обсуждений и замечаний.
С марта по июнь 2014 г. осуществлялся 3-й этап проекта, основным содержанием работ по которому были оценка достижимости поставленных целей посредством обсуждения и оптимизации решений по реализации стратегии ОАО «OAK», также доработка конкретных инструментов реализации стратегии с составлением аналитических материалов по рассмотренным вопросам.
Все работы по проекту были завершены в июне 2014 г.