Проведение исследований и разработка предложений по созданию экономических условий и определению стратегических направлений развития ОАО «OAK» до 2025 г. (ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», 2013-2014)

Воскресенье, 13.07.2014, 20:00

С июля 2013 г. по июнь 2014 г. Институт Гайдара проводил исследования и осуществлял разработку предложений по созданию экономических условий и определению стратегических направлений развития ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК») и отдельных дивизионов (гражданской, транспортной, военной и специальной авиации) до 2025 г.



В результате работы были решены следующие задачи:

  • проведен анализ состояния мировых и национальных рынков авиационной техники, их объемов и перспектив развития, перспектив продаж, стратегий основных участников и перспектив международной кооперации;
  • выполнена оценка продуктов и технологий ОАО «OAK», их технических и коммерческих характеристик, включая восприятие перевозчиков, в сравнении с основными конкурентами;
  • проведен анализ бизнес-модели ОАО «OAK» (включая бизнес-процессы, корпоративную структуру, финансовую модель и долговую стратегию);
  • выполнен анализ мировой практики государственной поддержки отрасли авиастроения и используемых механизмов защиты производителей;
  • разработаны предложения по оптимальным механизмам и инструментам государственной поддержки авиастроения;
  • разработаны предложения по стратегическим направлениям и ориентирам развития ОАО «OAK» до 2025 г. в целом и отдельных дивизионов (гражданской, транспортной, военной и специальной авиации).


Исследование было осуществлено в 3 этапа:
1)    анализ принципиальных вопросов и стратегических направлений развития отрасли;
2)    выявление стратегических ориентиров развития ОАО «OAK» до 2025 г.;
3)    разработка и оптимизация решений по стратегии ОАО «ОАК» до 2025 г.

В октябре 2013 г. завершился 1-й этап исследования, который включал в себя следующие темы:
1.    Аргументы создания отрасли авиастроения в ведущих экономиках мира, стратегии компаний (стран) в выходе на мировые рынки авиастроения.
2.    Мировые и национальные рынки гражданской авиатехники, объемы рынков, стратегии участников, механизмы защиты и поддержки национальных рынков, среднесрочные и долгосрочные перспективы развития рынков.
3.    Границы и провалы рынков, роль государства в становлении и современной поддержке авиастроения, объемы и инструменты поддержки авиастроения в ведущих развитых и развивающихся странах мира, существующие ограничения (ВТО и др.), перспективные инструменты поддержки авиастроения.
4.    Конкурентоспособность российских продуктов гражданского авиастроения
по ценовым и качественным характеристикам, их рыночные ниши, перспективы продаж, необходимые условия.
5.    Бизнес-процессы и корпоративная структура ОАО «OAK», ситуация на предприятиях ОАО «OAK», наследие и возможности для реструктуризации, соответствие задачам создания современных авиастроительных производств (управление качеством, внедрение современных технологий и др.), особенности реализации программ в компании в целом и по отдельным дивизионам (гражданской, транспортной, военной и специальной авиации).
6.    Внешние эффекты, количественные оценки влияния развития авиастроения на сопутствующие сектора, вклад развития авиастроения в развитие науки и образования, высокотехнологичных секторов экономики.
7.    Стратегия развития международной кооперации, перспективы реализации совместных проектов по созданию гражданских и транспортных самолетов.
8.    Динамика и структура расходов на поддержку авиастроения в предыдущие годы, сопоставление с результатами, особенности и наследие отрасли.
9.    Анализ финансовой модели в целом, по дивизионам (гражданской, транспортной, военной и специальной авиации) и отдельным проектам ОАО «OAK», обоснованность расходов и объемов поддержки, инструменты бюджетной и квазибюджетной поддержки, риски и устойчивость по отношению к сценариям продаж, долговая стратегия.

 

2-й этап (ноябрь 2013 г. – февраль 2014 г.) включал в себя следующие работы:
•    оценка соответствия поставленных целей используемым инструментам по основным направлениям (блокам) подготовки Стратегии для компании в целом и по отдельным дивизионам (гражданской, транспортной, военной и специальной авиации);
•    разработка сценариев, проведение сценарного анализа и оценки последствий и рисков;
•    выработка предложений по структуре целей, задач, мероприятий и результатов стратегии, подготовка текста стратегии компании в целом, включая стратегические направления развития отдельных дивизионов (гражданской, транспортной, военной и специальной авиации);
•    формулирование практических предложений по подготовке и реализации стратегии по итогам исследований, включая механизмы и объемы поддержки, предложения по изменению экономического законодательства;
•    внесение предложений по тактике обсуждения и продвижения стратегии, проведение экспертных обсуждений стратегии, доработка текста по итогам обсуждений и замечаний.

 

С марта по июнь 2014 г. осуществлялся 3-й этап проекта, основным содержанием работ по которому были оценка достижимости поставленных целей посредством обсуждения и оптимизации решений по реализации стратегии ОАО «OAK», также доработка конкретных инструментов реализации стратегии с составлением аналитических материалов по рассмотренным вопросам.

 

Все работы по проекту были завершены в июне 2014 г.