В рамках Лаборатории проблем муниципального развития была выполнена работа "Подготовка поправок в законодательные акты по финансовым основам местного самоуправления". Задачей данной работы являлось определение подходов к проведению финансовой реформы на уровне местного самоуправления и формулировка предложений по внесению изменений в законодательство, обеспечивающих проведение подобной реформы. Соответственно анализ сосредоточился на таких проблемах, как существующая практика в сфере муниципальных финансов, нормативно-правовое регулирование финансовых основ местного самоуправления, основные направления укрепления финансовых гарантий местного самоуправления и необходимые для этого законодательные изменения, воздействие предложений Комиссии по разграничению полномочий в области муниципальной реформы на местные финансы.
В ходе исследования рассматривалась бюджетная информация по 471 местному бюджету. В анализ были включены муниципалитеты разных размеров, характеризующиеся различным финансовым состоянием и отражающие ситуацию в различных регионах России (были достаточно широко представлены все федеральные округа). Данные отчетности 2001 г. были частично скорректированы с учетом тенденций, выявленных за 10 месяцев 2002 г.
На основе проведенного анализа подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов в части обеспечения финансовых основ местного самоуправления". Данный проект направлен на обеспечение государственных финансовых гарантий местному самоуправлению и предусматривает следующие основные положения.
- Расширение перечня и повышение роли местных налогов. В состав местных предусматривается включить налог на недвижимость, который в перспективе должен заменить три существующих поимущественных налога. Повышаются возможности местной власти регулировать налог на имущество физических лиц. Органы местного самоуправления получают право вводить единовременный целевой налог на местные нужды. Местным органам предоставляется право создавать собственную налоговую службу.
- Закрепление за местным самоуправлением долей федеральных налогов на постоянной основе. В первую очередь это касается подоходного налога, а также налога на имущество предприятий (его предлагается временно, до перехода к налогу на недвижимость, сделать федеральным, но полностью закрепить за местными бюджетами). Предусматривается также расширить права местных властей по регулированию налогообложения малого бизнеса в рамках специальных режимов налогообложения. Так, права регионов по регулированию единого налога на вмененный доход предполагается передать местным органам.
- Расширение прав муниципальных образований по привлечению заемных средств.
- Обеспечение справедливых принципов предоставления финансовой помощи. Законопроект не предусматривает детальное регулирование механизмов и процедур предоставления нецелевой финансовой помощи, но направлен на обеспечение государственных гарантий в этой сфере, а именно на обеспечение формализованного и долгосрочного характера механизмов финансовой помощи и гласности процесса ее предоставления.
- Защита органов местного самоуправления от передачи необеспеченных финансированием государственных полномочий. Это предполагается обеспечить не только обязательностью финансирования передаваемых государственных полномочий за счет целевых субвенций, но и правом местных властей отказаться от исполнения переданных государственных полномочий в рамках предусмотренных законодательством процедур, а также возможностью договорного механизма передачи государственных полномочий.
- Повышение ответственности органов местного самоуправления за результаты бюджетной деятельности. Предусматривается повышение санкций за принятие бюджета с дефицитом без указания источников его покрытия. Ужесточается контроль за бюджетной деятельностью высокодотационных муниципальных образований и муниципальных образований, не способных обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.